Contemptus sui ad contemptum Dei
Каждый раз, когда я сталкиваюсь с неработающим светофором, мне приходит в голову, что связанная с ним ситуация - едва ли не идеальная иллюстрации ситуации социального кризиса, или "жертвенного кризиса" в микро-масштабе. Установленный кем-то работающий светофор предназначен для символического контроля пространства, который, само собой, может иметь и имеет далеко не символические последствия. Это "правила игры", выраженные двумя или тремя цветами; при их соблюдении с той и с другой стороны (водителями и пешеходами) опасность минимальна и отдается на откуп негативному "опыту удачи"; несоблюдение отслеживается специально обученными людьми, которые 1) ассоциируются с теми, кто поставил светофор и ввел "правила игры", и 2) надзирают за их выполнением и наказывают их невыполнение, т.е. располагают ресурсами насилия. Сами правила вводят определенную предписанную временную дистанцию между действиями; сначала ждут одни, потом ждут другие; возможность ограничены необходимостью, декларативно рациональной, а в действительности чаще всего более-менее произвольной (что доказывают те, кто перебегает дорогу на красный свет всю свою жизнь и им от этого ничего не делается). Так вот, неработающий светофор является типичным кризисом, т.к. связанные с ним "правила игры" аннулируются. Предписанная дистанция, разделяющая "идти" или "ехать" от "ждать", оказывается снятой; таким образом, возможность действовать так или иначе является равновеликой для любого момента. С другой стороны, опасность действия, которая в нормальной ситуации сдерживается "правилами игры" (и это их основное предназначение), выходит из-под контроля: каждому приходится действовать на свой страх и риск. Люди, в нормальной ситуации обладающие ресурсами насилия, в кризисной ситуации могут использовать его во благо: всякого рода ДПС-ники, от которых обычно все шарахаются как от зачумленных, становятся посреди дороги и пытаются воссоздать правила с помощью двух черно-белых палок и рассчитывают, что их авторитет достаточен для того, чтобы их не сбили. Здесь действует еще один примечательный эффект, связанный с ролью лидера в ситуации кризиса. Когда машины едут и едут, а на том и другом берегу реки скопилось уже достаточное количество народа, мне всегда бросалась в глаза фигура этого молодого мужчины, который был достаточно безрассуден или бесстрашен, чтобы первому ступить на дорогу и пойти вперед, грозно глядя в лица водителям или безразлично - перед собой, так что все прочие люди движутся за ним. Это ситуация стихийного лидерства, буквально "следования за" человеком, который может помочь в исполнении желаний; в данном случае это попадание на другой берег.

@темы: Социологумены