Contemptus sui ad contemptum Dei
В "богословии" Бергмана, если только можно так назвать экзистенциальные откровения его персонажей, есть интересный образ: Бог-паук. Впервые он встречается в бреду психически нездоровой девушки в "Сквозь тусклое стекло": она буквально видит, как Бог в виде паука является к ней в комнату, снисходит до ее ничтожества. Потом Бог-паук встречается и речи пастора в исполнении Гуннара Бьёрнстранда в "Причастии" ("Зимнем свете"): глядя на ужас человеческого существования, он воображал Бога чудовищем, пауком, который сидит в центре паутины из людских страданий и питается людским одиночеством. В "Осенней сонате" Бог еще и тюремщик (паук, в некотором роде, тоже). Там Лив Ульман говорит: "Когда-нибудь я понадоблюсь Господу, и Он выпустит меня из своей тюрьмы". Тюрьма Господня - это сама экзистенция человека, суть которой составляет "типа" свобода (Бог его знает, Бергман не говорит о свободе; у него это скорее грех в кьеркегорианской формулировке "грех - это обморок свободы").
Образ прекрасный, и я думал, что это Бергмановское ноу-хау. Сегодня, перечитывая "Антихриста" Ницше, обнаружил у него то же самое, но в смысле "субстанции" Спинозы: метафизики сделали Бога основанием, залогом бытия всех вещей, оскопили Его, лишили "отмщения и воздаяния" и посадили в центр паутины мира *п. 18*:
"Даже самые бледные из бледных, господа метафизики, альбиносы понятия, стали над ним господами. Метафизики опутывали его своей пряжей до тех пор, пока он сам, загипнотизированный их движениями, не сделался пауком, сам не сделался метафизикусом. Теперь он уже прял мир из самого себя - sub specie Spinozae[27] - теперь он сам преображался, все утончаясь и бледнея; он стал "идеалом", стал "чистым духом", стал "absolutum", стал "вещью в себе"... Падение божества: Бог стал "вещью в себе"...".
Все это любопытно. Возможно, что и прямое заимствование.
Образ прекрасный, и я думал, что это Бергмановское ноу-хау. Сегодня, перечитывая "Антихриста" Ницше, обнаружил у него то же самое, но в смысле "субстанции" Спинозы: метафизики сделали Бога основанием, залогом бытия всех вещей, оскопили Его, лишили "отмщения и воздаяния" и посадили в центр паутины мира *п. 18*:
"Даже самые бледные из бледных, господа метафизики, альбиносы понятия, стали над ним господами. Метафизики опутывали его своей пряжей до тех пор, пока он сам, загипнотизированный их движениями, не сделался пауком, сам не сделался метафизикусом. Теперь он уже прял мир из самого себя - sub specie Spinozae[27] - теперь он сам преображался, все утончаясь и бледнея; он стал "идеалом", стал "чистым духом", стал "absolutum", стал "вещью в себе"... Падение божества: Бог стал "вещью в себе"...".
Все это любопытно. Возможно, что и прямое заимствование.