Contemptus sui ad contemptum Dei
За прошедшую неделю о поясе не высказался только ленивый. И вот человеку приходит в голову уникальная казалось бы мысль, он обливает грязью единственное до-него-высказывание, которое ему известно, и лепит эту мысль. И тут в него летят комья непонимания и презрения, потому что эту уникальную мысль в СМИ высказали 50 человек.
Это страшно - говорить уникальные мысли, подозревая, что их высказало уже человек 50.
И то же самое в науке. Единственный залог успеха - ни с кем не соглашаться и высказывать безумные идеи, которые заведомо не имеют ничего общего с действительностью. Тогда, возможно, это будет интересно и ново.
Это страшно - говорить уникальные мысли, подозревая, что их высказало уже человек 50.
И то же самое в науке. Единственный залог успеха - ни с кем не соглашаться и высказывать безумные идеи, которые заведомо не имеют ничего общего с действительностью. Тогда, возможно, это будет интересно и ново.
Как-то скучно даже
Я честно чувствую неприязнь еще большую, чем прежде.
со всех сторон
По существу критики - автору следовало бы оценить уровень профанации, представленной в его выступлениях. Однако - да, может быть, имеет место некоторая ошибка. Свечи, требы - возможно, магизм. Пояс и морда медведя на дереве в Дивеево - все же нет.
Что касается пояса, я не вполне уверен, что твое объяснение с наивной молитвой универсально верно. Напротив, я думаю, что очень для многих это было именно актом приобщения к инаковой реальности. И в этом смысле параллели действительно возможны. Я сам не полностью с ними согласен, но это несогласие с серьезной и вполне научной точкой зрения, имеющей право на существование.
очереди в макдональдс существовали в первые годы, когда была одна точка на пушкинской, и еда в ней представляла собой и символ нового времени, и реальную альтернативу советской еде - по сравнению с ней, макдо был невероятно, космически вкусен
я не вижу ни одного пересечения с поясом
Существует большое число ученых, которые склонны рассматривать секулярные на первый взгляд феномены через призму религиозности. Это достаточно серьезный научный вопрос с большим количеством доводов как за, так и против, озвучивать которые в формате комментария к блогу едва ли есть смысл. Кому-то может показаться странным рассмотрение Супермена или Макдоналдса с позиций религиоведения, но многие другие считают это осмысленным и разумным. Я, кстати, принципиально с этим согласен, хотя и занимаюсь совершенно другой сферой. Это расширительная трактовка феномена религиозности, вынесение границ религии за пределы привычных терминов. И именно в этих рамках рассмотрение психологического состояния посетителя М. в первые дни после его открытия, и посетителя Пояса в дни ажитации вокруг него, вполне могут быть рассмотрены и сопоставлены с научной точки зрения. Не проводя специального анализа (я бы строил это на основе дискурс-анализа высказываний посетителей, но могут быть и другие подходы), я не готов уверенно заявлять, что это восприятие будет одинаковым. Но и заявлять, что оно совершенно различно, я тоже не готов. Допускаю, что сходство может быть достаточно серьезным.
Другой вопрос, что, как справедливо заметил Zygmont, это в достаточно мере трюизм. Даже если никто не высказывал этого раньше, то все равно мысль эта лежит на поверхности. Но от этого она не становится менее научной.
2. я вовсе не против того, что супермена используют для сравнения в религиоведении. когда это делается тонко
я понимаю про инаковость. но все равно что-то смущает. посетитель м. был горд, что был там (+ пищеварительное + дополнительные знания об ассортименте, внутреннем устройстве, туалете западного типа). стоялец из очереди мог похвастаться приобщением к святыне? кому? коллегам по работе, которые скривились от одного упоминания? в чем тут общественный бонус? тут только внутреннее (шел к чуду, теперь буду ждать результата)
нене. вы меня не убедите. совсем другое. сравнение - полная бесвкусица
Кроме того, сводить все к одному только общественному бонусу - детский материализм. И в том, и в другом посещении огромное значение имеет личностное переживание, а не социальный опыт. Именно о сходстве личностных переживаний и идет речь.
Я не собираюсь вас убеждать, тем более что у меня нет для этого инструментария - я не могу пользоваться научной методологией, потому что вы не религиовед, а объяснять такие довольно специальные вещи на пальцах я не умею. За выкладками обсуждаемой нами персоны стоит два поколения религиоведческих работ в области социологии и психологии религии, которые, кстати говоря, и я тоже знаю гораздо хуже него - все-таки профессионала и кандидата наук.
Поэтому убеждать я вас не хочу. Я лишь демонстрирую на довольно упрощенном уровне возможную логику рассуждений.
У всех разные ммм... компании и предметы для гордости и приобщения. *) Например, в моем круге человека, гордого стоянием в очереди к М. и посещением этого М. просто жестоко высмеяли бы. *)))
И, да - я передумал и полагаю, что ты прав. Пояс действительно как бы прорвался в профанную реальность, образовав пространство паломничества. При этом сам пояс не столь важен. Это могла быть десница Иоанна Предтечи или пуговица Пушкина. Важно, что это священное, ганс андера и так далее.
А паломничества, как известно, имеют дело в переживаниями в первую очередь. Все эти рассказы о благодати в Дивеево - это мы знаем. И, конечно, как всякое паломничество, 2 суток в очереди - это настоящее приключение. Почти как в палатке с зажигалкой ночью в лесу. Будет что вспомнить.