Contemptus sui ad contemptum Dei
Составил черновик своего сжатого до состояния Цим-Цума курса по эзотерике. Прошу немногочисленных коллег и всех желающих прокомментировать, учитывая, что, естественно, это минимум миниморум.
(Обновлено):
1. Эзотерика и эзотерическое знание. Оккультизм и мистицизм.
2. Элевсинские и Дионисийские мистерии.
3. Орфизм. Пифагорейство.
4. Неоплатонизм.
5. Гностицизм: ранние гностические системы (Симон Маг, Маркион, Валентин, Василид, каиниты, офиты, барбелиоты и т.д.), секты гностического толка (монтанисты, павликиане, богомилы), средневековые «гностики» (катары).
6. Герметизм.
7. Митраизм.
8. Алхимия.
9. Иудейская мистика и Каббала.
10. Эзотерика в эпоху Возрождения: натурфилософия и магия. Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола.
11. Немецкая мистика – М. Экхарт, И. Таулер, Г. Сузо, Я. Беме.
12. Масонство и розенкрейцерство.
13. Э. Сведенборг.
14. Теософия.
15. Антропософия.
16. Оккультный ренессанс. Папюс. Золотая Заря. Телема.
17. Традиционализм.
18. Русская философия религия. Русские космисты.
(Обновлено):
1. Эзотерика и эзотерическое знание. Оккультизм и мистицизм.
2. Элевсинские и Дионисийские мистерии.
3. Орфизм. Пифагорейство.
4. Неоплатонизм.
5. Гностицизм: ранние гностические системы (Симон Маг, Маркион, Валентин, Василид, каиниты, офиты, барбелиоты и т.д.), секты гностического толка (монтанисты, павликиане, богомилы), средневековые «гностики» (катары).
6. Герметизм.
7. Митраизм.
8. Алхимия.
9. Иудейская мистика и Каббала.
10. Эзотерика в эпоху Возрождения: натурфилософия и магия. Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола.
11. Немецкая мистика – М. Экхарт, И. Таулер, Г. Сузо, Я. Беме.
12. Масонство и розенкрейцерство.
13. Э. Сведенборг.
14. Теософия.
15. Антропософия.
16. Оккультный ренессанс. Папюс. Золотая Заря. Телема.
17. Традиционализм.
18. Русская философия религия. Русские космисты.
Ты ограничиваешься только Европой. В общем, это правильно, нельзя объять необъятное.
Помимо оккультного ренессанса (с Золотой зарей, как частью) и Телемы, нельзя игнорировать и мистицизм XX века. Неприятно, но это, например, фашистский оккультизм. Конечно, он сильно раздут и в действительности был куда меньше, чем о нем говорят. Но все-таки он был.
И наконец, это собственно не курс эзотерики, а курс оккультизма. Потому что европейская эзотерика предполагает внимание к эзотерическому христианству в гораздо более широком контексте от катаров до Хильдегарды фон Бинген, и от вывернутых месс католических пасторов до харизматской глоссолалии.
Дело в том, что я сочинил три условных тега - мистицизм, эзотерика, философия религии. Естественно, если бы я говорил только об эзотерике, то немецкую мистику с ее публичными проповедями тоже надо было бы выкинуть.
Насчет оккультизма. Я сконструировал себе принцип отделения эзотерики от не-эзотерики, но оккультизм - это часть эзотерики, по природе более инструментальный, а мистику я включил потому, что полагаю, курс все-таки будет условно называться "Эзотерика и мистицизм". Главные два критерия эзотерики - 1. Духовное знание, сквозь призму которого эзотерик (или мистик) рассматривает действительность и видит в ней скрытое. 2. Соответственно, разделение посвященного и профана.
В масонстве и то, и другое.
Насчет митраизма действительно согрешил, следовало бы. И христианский мистицизм тоже следует привинтить к теме про немецкую мистику. Я был бы тебе благодарен за наводку на пару академических публикаций по этой теме.
Вообще - молодец, что сказать. Затея отличная.
Подумай, пожалуйста. Спасибо.
Что касается компетенции, то, полагаю, все возможно верующему, а кроме того, в условиях отсутствия самого курса даже мои скромные познания, сдобренные должной подготовкой, окажутся благом. По непонятным причинам мне кажется, хотя это и нескромно, что я понимаю неоплатонизм даже чуть корректнее, чем великий Шэф - у него сказывается гностицизм (хотя, естественно, опытом в его чтении не обладаю).
Так что в осуществление этого, по крайней мере,мини-курса я верю. А вот в восточных и особенно в индийских учениях я слаб, но, полагаю, что и их могу догнать при необходимости.
Будь осторожнее в оценке своих сил. Неоплатонизм - гигантская и очень разнообразная школа. Даже между Плотином и Ямвлихом разница колоссальная, Юлиан писал нечто третье, Плутарх (если считать его платоником) четвертое, а что там писали неоплатоники V-VI веков - вообще один бог знает.
Плотин действительно очень отличается от Порфирия, Ямвлиха, Прокла и прочих, но к счастью, для этого курса принципиален только мистицизм Плотина.
Поздний неоплатонизм действительно чудовищен. Особенно Прокл.