Contemptus sui ad contemptum Dei
Вопрос для всех, кто знает или слышал о Телеме: считаете ли Вы Телему сатанинским учением, а телемитов - сатанистами? Почему?
1) Прочитав некоторый набор значимых для телемитов текстов, я не нашел там никаких свидетельств "сатанинскости",
2) Само понятие "сатанинское учение" представляется мне неясным, конфессионально окрашенным и не описывающим вообще ни одно учение - даже сатанизм ЛаВея.
Можно ли вообще считать сатанизм: а) религией, б) самостоятельной конфессией?
Исходя из этого соображения, оперирование негативно окрашенными христианскими образами и определениями в Телеме можно квалифицировать как сатанизм. Ты помнишь гностический символ веры - верую в Отца Жизни - Хаос, верую в Змея и Льва - Бафомета, в Бабалон, в общение святых, в Гностическую Церковь, в Гностическую мессу. В "Книге Елового Забора" неоднократно упоминаются самые негативные образы христианского происхождения.
Я хочу просто разобраться. Если учение очевидно использует негативные образы другого учения как позитивные, то в нашем случае разве нельзя квалифицировать его как сатанизм?
И, да - неужели ты полагаешь, что Скавр не сатанист?
Malum Universum, главным образом не оппозиция христианскому мировоззрения (тогда придется признать и оппозицию светской этике, иудаизму, исламу и т.д., и сам Кроули писал о Хор-па-краате, который выклевывает глаза Распятого и терзает печень Пророка), а использование именно христианских, и ничьих других, негативных образов в позитивном ключе.
Но я могу и ошибаться.
И в случаях Гибура и Монтеспан, и в случае Телемы имеется позитивная окраска изначально негативных образов религии, соответственно религия выступает предпосылкой, в какой-то мере - пародия, насмешка над ней, переворачивание ее ценностей. В Телеме вместо "подставь другую щеку" - "убей того, кто ограничивает твою Истинную Волю".
Мне кажется, что сатанизм в целом обсуждать довольно сложно. Он как бы двуедин. Одна часть - провокативные по своей сути, чисто протестные обряды и группы. Другая - попытки создать сколько-то оригинальную философию в таком, я бы сказал, постницшеанском духе. И то, и другое мне не кажется религией в прямом смысле, но и относить его к христианству было бы странно - это самостоятельный феномен секулярного мира. Если первая составляющая еще была возможна в XIX или XVIII веке (вопрос даже, как справедливо отмечено выше, насколько это имело место в Средние века), то вторая реализуема только в условиях светского общества XX века.
Zygmont, я не согласен с тем, что использование образов другой религии означает хотя бы косвенную принадлежность к ней. Неважно, какие это образы: буддизм заимствует понятия из индуистских течений, христианство и ислам - из иудаизма, сатанизм - из христианства. Само по себе это заимствование ни о чем не свидетельствует.
Другой вопрос, что я - как я уже написал выше - в принципе не считаю сатанизм религиозным феноменом. Или, по крайней мере, не очень уверен в его религиозной природе.
Телема же, построенная на очень сложном синтезе образов христианства, буддизма, научных представлениях о Древнем Египте, бытовавших в начале XX века и, конечно же, образов культуры Возрождения и раннего Нового времени, с равным успехом может быть отнесена к любой из этих религий. И всегда в инвертированной форме. В связи с этим я, опять таки, сказал бы, что Телема в принципе не религия, а философия. В общем, насколько я понимаю, современные английские исследователи со мной в этом вопросе согласны. Совсем недавно читал статью на эту тему на сайте BBC.
Спор о том, является ли Телема философией или религией - спор о религиозной или нерелигиозной природе оккультизма.
Я сейчас заметил, что не ставил даже вопрос о религиозном характере сатанизма, а только понимал сатанизм как протестную инверсию христианства. Европейская светская этика основана на христианском базисе, однако мы не можем говорить о ее религиозной сущности. Может быть, так же и с сатанизмом? Сатанизм как полный протест не только против христианской этики, но и против христианской организации и "духовности" скорее всего является секулярным. Если мы представим христианство, сатанизм и дьяволопоклонничество с его религиозной природой как Уробороса, то хвост - христианство, голова - дьволопоклонничество, все а сатанизм где-то напротив их. Я думаю так исходя из того, что дьяволопоклонничество, в отличие от сатанизма, слепо копирует христианскую теологию (учение о троичности дьявола и диофизитстве Антихриста), а сатанизм противопоставлен в первую очередь христианской этике. Именно поэтому "постницшеанство", как также нечто противопоставленное христианству, столь популярно в этой среде.
Для меня не зазорным будет отказаться от своих первоначальных посылок, я хочу разобраться.
Я бы суммировал так. Обсуждение сатанизма должно непременно начинаться с ответом на следующие вопросы:
1. Какова точная дефиниция сатанизма, что мы имеем в виду. Главное же - вносим ли мы разделение на сатанизм и дьяволополонстство (или дьяволопоклонничество), как это сделал сейчас ты, и как это делают очень многие исследователи, но далеко не все сатанисты и дьяволопоклонники.
2. Если мы вносим это различие (что мне представляется разумным), то встает вопрос о религиозном наполнении сатанизма. И если сатанизм - не религия, а философия, то встает резонный вопрос о том, есть ли смысл выделять его в нечто самостоятельное. Грубо говоря, есть ли там достаточно серьезная философия, чтоб о ней был смысл говорить. Касательно "Телемы" этих сомнений нет. У меня, по крайней мере. Телема - уникальное и интересное учение. Может быть его не стоит изучать в курсе философии XX века, но свое место в ней оно занимает по заслугам. В то же время Телема, безусловно, содержит в себе то, чего не содержит большая часть философских течений нового времени: элементы ритуала. Можно, конечно, отметить, что Контовский позитивизм предполагал ритуалы в честь Человечества, а неотомизм подразумевает католические ритуалы. В принципе это было бы логичным. Из этого я бы сделал вывод о том, что Телема - это философия религия (или даже "религиозная философия" в том же смысле, в каком под этот критерий попадают Бердяев и Флоренский, но в совсем другом духе).
3. Вопрос о сатанизме, как философии (или религиозной философии), включающей в себя какие-то другие. Например, Телему, как в твоем начальном посте. Я бы сказал, что сатанизм ничего в себя не включает, потому что недостаточно проработан сам. Так что логичным было бы назвать сатанизм родом этического учения. В том же смысле, в каком религиоведы часто говорят о конфуцианстве. Сатанизм не религия, и не философия в полной мере, но этическое учение, обозначающее нормы правильного и неправильного поведения. Труды ЛаВея под это определение замечательно попадают.
Долгое и путанное рассуждение, но я надеюсь, что все меня поняли.
Соглашусь с выводами, сказанными тут.
сатанизм ничего в себя не включает, потому что недостаточно проработан сам. Так что логичным было бы назвать сатанизм родом этического учения.
Понятия сатанизм и дьяволопоклонничество пересекаются, но синонимичными не являются. Нечто может быть и тем, и другим, или кем-то из этих двух без второго. Мы определяем сатанизм как секулярное этическое и философское учение, противопоставленную христианству в этическом аспекте. Дьяволопоклонничество - как теологическую и ритуальную религиозную систему (?). Таким образом, и то, и другое инвертирует христианские элементы, только заимствует их из разных сфер этого многогранного явления.
Я согласен, что Телема - философия с сильным налетом религии, религиозная философия. Но исход из выведенного нами определения сатанизма (невзирая на историческую данность, в условиях которой сатанизм вообще настолько не-един, что не может чего-либо включать), разве нельзя назвать Телему сатанизмом - при известном обобщении? Собственно, можно ли говорить о том, что неоплатонизм нечто в себя включает? Тогда он включал бы и Флоренского, и Паламу, и каббалистов.
Что касается Телемы и сатанизма в нашем подходе, то я бы отказал Телеме в принятии в сатанистские ряды уже потому, что сатанизм в виде внятного этического учения возникает позже, чем Телема и при ее явном влиянии.
Или мы можем привести какие-то примеры внятного этического сатанизма в XIX и начале XX века? Я таких не знаю, но возможно тут дело в моей некомпетентности.
Я, пожалуй, скажу глупость, но что если понимать сатанизм внеисторически, с феноменологической точки зрения? Таким образом получится то, о чем я сказал выше.