19:58

Contemptus sui ad contemptum Dei
Я понимаю, что сжигать книги нехорошо, но я решил восполнить пробелы в своем знании метарелигиоведения и купил пару учебников по этой теме. Дай, думаю. И первые же строки Введения в учебнике П.С. Гуревича звучат так:
"Есть на свете люди, чей духовный опыт подсказывает: существуют некие запредельные, трансцендентные силы. Такие люди верят в Бога, который принял страдание за человечество потому, что любит нас".
О мириадах других ляпов в том же Введении я умолчу, скажу только, что они невыносимы.
Я все понимаю, коллектив авторов и все такое, но можно же было проверить! У меня нет сомнений, что Введение писал некто православный с целью "катехизнуть и отмиссионерить", но можно же было проследить!
Может быть, он просто некомпетентный, но хороший человек? Обратимся к Платону. В его "Критоне" и "Апологии Сократа" Сократ говорит, что несправедлисть и зло - одно и то же; это причинение зла людям. Те, кто сознательно причиняют людям зло - люди скверные; делая так, они также поступают несправедливо. Не может быть, чтобы учебник писался в бессознательном состоянии, будучи продиктован Айвассом 93, но его вред неоспорим. Следовательно, написавший его - человек скверный.
Мне кажется, надо следить.

@темы: Религия

Комментарии
19.09.2011 в 20:04

Добрым словом и пистолетом можно добиться гораздо большего, чем просто добрым словом (с)
Я понимаю, что сжигать книги нехорошо,
А почему? :cat:
19.09.2011 в 20:07

Contemptus sui ad contemptum Dei
Мордекай Хеллер, ну, например, потому, что если бы сожгли все материалы из списка экстремистских материалов, это нанесло бы непоправимый ущерб науке, мне и моим изысканиям. =)
19.09.2011 в 20:18

Добрым словом и пистолетом можно добиться гораздо большего, чем просто добрым словом (с)
Zygmont, книга и содержание книги таки разные вещи. У нас ту просто блоггер против Главы Союза Писателей выступил. И одним из моментов было сожжение Нетленного Шедевра Главы Союза Писателей.
19.09.2011 в 20:30

Contemptus sui ad contemptum Dei
Мордекай Хеллер, и в пользу какого тезиса приведен этот аргумент? Книги сжигать таки можно?
19.09.2011 в 20:36

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Кстати, не объяснишь ли ты мне на пальцах, что такое это самое метарелигиоведение? Я знаю, что что-то об этом писали Ваарденбург и наш Красников, из чего заключаю, что это нечто феноменологическое.
19.09.2011 в 20:37

Добрым словом и пистолетом можно добиться гораздо большего, чем просто добрым словом (с)
Zygmont, книга как материальный объект и книга как информационный имеют объект разный характер. "Овальный кабинет" гражданина Чергинца в первом и втором качестве имеют принципиально разное значение. И, опять же, принципиально разно, кто сжигает. Частное лицо, или государственные служащие.
19.09.2011 в 20:48

Contemptus sui ad contemptum Dei
Мордекай Хеллер, я понял. То есть вы полагаете сожжение книг возможным в качестве акции гражданского протеста? В любом случае, как мне кажется, это остаточные явления симпатической магии. Сжигая книгу, люди как бы сжигают написавшего его и стирают саму информацию.
Константин Редигер, все проще. Метарелигиоведение - это наука о религиоведении. Что она собой представляет как дисциплина, ее взаимоотношения с теологией, история религиоведения, методологические и терминологические проблемы и т.д.
И, да - я недавно тоже стал не-сторонником феноменологического подхода.
19.09.2011 в 20:50

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Zygmont, а, так нужная вещь.
19.09.2011 в 20:54

Contemptus sui ad contemptum Dei
Константин Редигер, на самом деле это пассивный скилл, который прокачивается от использования. Я мало читал по этому поводу, но интуитивно чувствую, когда авторы учебных пособий начинают блажить.
19.09.2011 в 20:59

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Zygmont, ну первокурсникам многим может быть и не мешало бы почитать нечто подобное. Я больше всего жалею, что в нашей программе не было двух курсов: о религиоведении и об обрядике. По-моему у нас в ЦИРе половина студентов не понимает, что такое митрофорный протоиерей и чем он отличается от, скажем, протодиакона.
19.09.2011 в 21:05

Contemptus sui ad contemptum Dei
Константин Редигер, я потому и принялся за этот вопрос, что почувствовал что-то не то. Надо бы заставить первокурсников прочесть несколько учебников, чтобы они составили собственное мнение, тем паче что я видел рваную бумажку, где каждый написал, чем он увлекается. Не поверишь - 4 буддизма, 1 раннее христианство, все остальное - кино, музыка и т.д. Я в том смысле, что вроде как конфессиональных религиоведов не предвидится.
И, да - курс о религиоведении очень нужен. Я мечтаю когда-нибудь его читать, где бы то ни было. Или хотя бы прост прочесть пару публичных лекций на этот счет.
А литургика у нас читается с прошлого года обожаемым Петром Георгиевичем. И, конечно, чем отличается митрофорный протоиерей с двумя отверзтиями от архимандрита не знают даже многие православные, видимо.
19.09.2011 в 21:12

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Zygmont, Петр Георгиевич должен литургику знать на ять, так что я рад за студентов. Надо бы и мне походить к нему, подтянуть, потому что я тоже слаб в мелких деталях.
19.09.2011 в 21:14

Contemptus sui ad contemptum Dei
Константин Редигер, мало того. Литургика читается у нас, 3 курса, прямо завтра и каждый вторник 4 парой, так что если угодно.
19.09.2011 в 23:23

Добрым словом и пистолетом можно добиться гораздо большего, чем просто добрым словом (с)
Zygmont, я понял. То есть вы полагаете сожжение книг возможным в качестве акции гражданского протеста?
Без сомнения.
В любом случае, как мне кажется, это остаточные явления симпатической магии. Сжигая книгу, люди как бы сжигают написавшего его и стирают саму информацию.
Это проявление невозможности высказать своё мнение другими методами. Симпатическая магия тут дело десятое.
19.09.2011 в 23:26

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Мордекай Хеллер, Гейне сказал: "Там, где жгут книги, жгут в итоге и людей".
Судьба книг самого Гейне как нельзя лучше доказывает правоту этой максимы.
19.09.2011 в 23:27

Contemptus sui ad contemptum Dei
Мордекай Хеллер, а мне кажется, когда хоругвеносцы стреляют из лука в журнал "Квир", сжигают плакат с Мадонной или книги про Гарри Поттера, они в первую очередь преследуют цель уничтожить объект метафизически.
И сожжение книг - сжигает их частное лицо или госслужащие - возможно, бессознательно имеет то же значение, хотя и утилитарный аспект тоже наличествует, без сомнения. Это символ.
19.09.2011 в 23:42

Добрым словом и пистолетом можно добиться гораздо большего, чем просто добрым словом (с)
Константин Редигер, Гейне сказал: "Там, где жгут книги, жгут в итоге и людей".
Он много чего говорил...

Судьба книг самого Гейне как нельзя лучше доказывает правоту этой максимы.
В данном конкретном случае и в данный конкретный момент Г.Гейне не угадал.

Zygmont, а мне кажется, когда хоругвеносцы стреляют из лука в журнал "Квир", сжигают плакат с Мадонной или книги про Гарри Поттера, они в первую очередь преследуют цель уничтожить объект метафизически.
И этот момент я не отрицаю (и, кстати, признаю, хотя и не одобряю, за ними это право). Но если бы в моей стране Главному Официальному Писателю можно было бы высказать "фэ" другим путём, думаю, никто его словоизвержения жечь бы не стал.

Что касается разницы, кто жжот - если это делается от лица государства, это часть государственной идеологии. Если это делает частное лицо - это его суверенное право на выражение общественной позиции, в том числе, и таким методом.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail