Contemptus sui ad contemptum Dei
Сим кратким повествованием открою серию рассказов о моем взаимодействии с религиозным пространством в качестве исследователя, будто то поездки, посещения мероприятий, встречи и т.д. Сегодня я расскажу о своей маленькой полевой работе в г. Чебаркуль Челябинской обл., куда я ездил к святому отроку Вячеславу (Славику или Славочке). Как сказала моя екатеринбургская знакомая: «Чебаркуль?! Это город фанатиков какого-то Славика! К нам с мамой в автобусе пристал мужик и давай рассказывать про этого Славика, что мы должны к нему съездить и так далее…». Огромное количество замечательной, потрясающей воображение информации об этом замечательном святом любой желающий может найти в интернете; за сим приступаю. читать дальше
Большое удовольствие созерцательного рода я получил еще в поезде, где удостоился наблюдать замечательную продолжительную сцену, в ходе которой крупный, почти выдающийся псевдоученый пытался развести двух невинных людей на жизнь и кошелек одновременно. Дело было так. Напротив меня, лежавшего на верхней полке, на боковых местах ехали женщина лет 45 и аморфного поведения мальчик, а рядом – его отец, крупный седой мужчина в потертой красной футболке. В один прекрасный момент женщина достала из загашника «Дианетику» Р.Л.Хаббарда, открыла ее на первых страницах и принялась читать. Мужик присел напротив и завел с ней разговор о погоде. Как любой начинающий саентолог, женщина попыталась поделиться с ним обуревавшими ее чувствами, в ответ на которые мужик небрежно махал рукой, говорил, что он всех их знает и чтобы она не ходила к психотерапевтам, которые лечат таблетками и уколами вплоть до лоботомии, и при этом никогда не вылечивают. Женщина с яростью соглашалась, что не вылечивают, и говорила про одитинг, что он без уколов и вообще хорош, и что она ходила пару раз. В ответ мужик, скучающим голосом: «Ну, вы как любитель этим всем занимаетесь?». «Да, конечно». «Ну а я-то профессионал…у нас лаборатория…институт». После этого последовал длинный рассказ о том, что каждый человек – сам себе психотерапевт, и что надо лечиться так: набрать в новолуние полведра воды, а потом пить ее в соответствии с лунными фазами, потому что вода вбирает в себя информацию из человека и перерабатывает ее. Они все это исследуют, у них институт, выдающиеся ученые, может назвать фамилии и называет. Надо купить аппарат, который очищает воду, есть по 18 тысяч, есть по 15, и четыре каких-то резиновых круга по полторы тысячи каждый, и как-то с ними взаимодействовать, и «через год – никаких проблем». Насколько он скучал во время этого часового рассказа – трудно описать. Женщина была явно заинтересована, потому что Р.Л.Хаббард мертв, а перед ней сидит исследователь, ученый, у него институт, государственный заказ. Лично я засомневался в чистоплотности гражданина уже после того, как бомбардами прогремели цены на аппараты. После того, как женщина записала телефон и выпорхнула с поезда, красная футболка подобралась к мужчине, ехавшему подо мной, на нижней полке. Тому было 80 лет и от него неважно пахло, хотя он был ко мне добр. В это время он как раз кушал – помидоры, лук и чеснок. Как робок стал псевдоученый при виде такого здорового образа жизни! Заискивая, он смущенно попросил чесночку захворавшему аморфному сыну, и как браво на его фоне зазвучал поучающий голос мужчины: «Лук и чеснок – всегда в пищу, обязательно!». После этого я вышел в тамбур подышать свежим воздухом. Туда же вышли и эти двое. Псевдоученый – громко и вежливо – интересовался прямо в ухо собеседнику, может ли тот раскрыть секрет своего питания. Собеседник в ответ на это начал рассказывать о своей поездке к зятю в Молдавию и о местной политике. Красная футболка проявил небывалый интерес к политике Молдавии, после чего снова спросил, есть ли у того секреты питания. Тот: «Конечно, есть!». До самих секретов я не достоял, но потом псевдоученый крайне радушно приглашал деда к себе в институт, обещая познакомить с учеными с мировым именем, и говоря, что тот найдет с ними общий язык. Контраст скучающего обращения с дамой, дескать, «вы все меня достали, но махакаруна обязывает» и униженного падения ниц перед знатоком секретов питания с луком и чесноком потрясал.
Конечно, это все не имеет никакого отношения к Чебаркулю и отроку Вячеславу, но все же, глядя на женщину с «Дианетикой», я задумался о силе религиоведовой, о силе знания. Теоретически, я владею полным комплектом знаний, способных отпугнуть от саентологии или, по крайней мере, заставить задуматься – и знаний о том, какие откровения последуют на старых 8 (теперь 14) уровнях Оперирующего Тетана, и знаний о галактическом властелине Ксену, и о том, кем считал себя Хаббард, и об его связях с Кроули и ОТО, и о ПИПах или ПИНах, и о многом другом. Неважно, что из этого правда, что – нет. Главное, что этот комплект вполне может напугать начинающего саентолога по полной программе. Мог я сказать кое-что и о псевдоученом, и о силе воды, мог просто вмешаться в разговор. С таким же успехом моих соседей могли обрабатывать Свидетели Иеговы, против которых всегда найдется запрещенный прием. В общем, вопрос, должен ли исследователь только созерцать и должен ли он вмешиваться в естественный ход вещей, и имеет ли право на упаю – благую уловку – все равно открыт.
После прибытия в Чебаркуль и поселения в самой простенькой гостинице (и часа ее поисков) я отправился в Центр Почитания Славика на городском кладбище – там над могилой отрока выстроена «сень» из белого пластика, что-то наподобие маленькой теплицы. Внутри располагается сама могилка с его фотографией и каменным ангелочком, окруженная множеством икон – как его, так и не его, аналой, тумбочка, маленький осколок дивана. Вдоль могилки с землей и цветами тянется желоб, в который складывают привезенные из мраморного карьера камушки, но о них – после. Впрочем, в первый день, среду, я в сень не попал – она открыта только в четверг, пятницу, субботу и воскресенье с 12 до 15 часов. Пришлось погулять.
На следующий день, в четверг, мне удалось попасть внутрь и сделать несколько фотографий, а также достаточно подробно поговорить с двумя людьми – пожилой женщиной Викторией, дежурившей в сени, и пожилым мужчиной. Каждый день, когда сень открыта, там дежурит особый человек, знакомый с мамой Славика – Валентиной Афанасьевной, которая первой написала книгу воспоминаний о своем сыне. Вкраце расскажу о том, кто такой Славик, чем он так интересен и в чем соль отношений его почитателей и всех остальных православных.
Вячеслав Крашенинников – мальчик, который родился в 1982 году, а в 1993 умер от рака крови. Исцелял, пророчествовал, всех любил – злые языки говорят, что после травмы головы в 5 лет, добрые – еще и раньше. С его рождением связано несколько чудесных историй. Во-первых, еще до рождения его родители слышали чудесную божественную музыку, льющуюся с потолка (после этого столетняя соседка предрекла рождение хорошего человека). Во-вторых, после рождения Славика маме принесла некая неземная сущность – медсестра лет 16, прилично, в отличие от других, одетая, в марлевой маске и с огромными голубыми глазами. Она предрекла, сказав, что ребенок весь в родинках. Родинки появились только через несколько лет, а медсестры с такими признаками в том роддоме никто не знал – как никто не знал и врача, которая запретила ставить мальчику прививки. Неземная медсестра в акафисте поименована как, внимание, «Небожительница». К этому всему приплетены поздние истории о дивном явлении Богородицы, говорившей о чудесном отроке как о своем посланнике; можно предположить, что эта «Небожительница» понимается именно как Богородица, но подтверждений этому нет.
Внешне Славик был похож на девочку – у него были светлые кудри и огромные голубые глаза. Поэтому многие его считают ангелом. Даже те, кто считает его святым, не перестают восторгаться его внешностью и считают его ангелом. По сообщению информантки, есть и те, кто почитает его как архангела Михаила (есть икона Славика – воина), или ка архангела Уриила (видимо, из-за борьбы Славика со злыми духами). Ни тех, ни других мне встретить не довелось. Также Славика почитают как целителя, пророка, воина и просто как праведного. Каждому его аспекту соответствует икона, стихийно написанная кем-то из его почитателей. С внешностью Славика связано замечательное сообщение одной экзальтированной дамы, встретившейся мне на следующий день, в пятницу: оказывается, у Славика не было радужки, поэтому его глаза были как рентген! При этом радужка понималась как кольцо вокруг того, что радужкой называют профаны. Оказывается, у всех святых, скорее всего, не было радужки! На самом деле все святые избраны Богом заранее, и они иногда еще в утробе матери дают всем знать, что они святые. А мы, грешные, можем только молиться.
С этой же дамой связано еще одно потрясающее откровение. Я традиционно спрашивал всех, не почитают ли они царей – дело в том, что среди почитателей царей есть почитатели Славика и наоборот; мне известна пара логических цепочек, приводящих от пророчеств отрока к почитанию царей. В ответ на этот невинный вопрос мне: - «А вы знаете, он ведь был из рода Романовых!». «Кто? Отрок?». «Да! Его мать говорила, что-то там дальнее, но из рода Романовых!» (пересказ вольный). После этого не оставалось ничего иного, как чрезвычайно фальшиво сказать: «Ничего себе!», давясь от смеха. И, да: по рассказу матери она родом из поморских старообрядцев, отсюда и написание «Исус» в книге «Богом данный». С понятием «род» связан целый комплекс пророчеств Славика и представлений его последователей; считается, что человек ответственен за свой род и может как отмолить его, так и не отмолить, а своими грехами свести в ад – особенно это актуально в последние времена (которые поминаются в конце каждого икоса в акафисте Славику). Одна из любимых молитв почитателей отрока начинается так: «…Господь…Судия милостивый…карающий детей за грехи родителей до третьего и четвертого колена…». Собственно, эта теория вполне может быть симпатична почитателям царей и апологетам покаяния в цареубийстве и нарушении Соборной Клятвы 1613 г. Первый же встретившийся мне в сенях пожилой мужчина оказался почитателем царей – как Ивана Грозного, так и других, но в нем не было хорошо мне известного столичного горения за веру.
Своей любовью к травинкам, птичкам, рыбкам и прочей флоре и фауне Славик чем-то напоминает Франциска Ассизского. В акафисте говорится о том, что он никогда не ходил по газонам, воскрешал синичек и понимал язык трав и животных. Кроме того, он любил представителей всех религий, поэтому к его могилке пускают мусульман, неверующих и так далее вплоть до цыган. Лучший друг Славика – Марсель – раньше был мусульманином, теперь православный. По сообщениям информантов, много мусульман у отрока обращается в православие, а цыгане начинают рассказывать отроку о своих злоключениях задолго (за 100-150 метров) до могилы. А венгры, которые недавно приезжали, всю дорогу от шоссе до сеней ползли на коленях. Вообще, как говорят, народу приезжает много.
Скажем пару слов о космологии Славика и паре его самых изощренных пророчеств. Космология его такова: земля плоская, квадратная, стоит на трех сталактитах, которые стоят на стеклянной крышке водной бездны, небо тоже твердое, на обратной стороне луны живут бесы, которые выдают себя за инопланетян, похищают людей, выращивают кожу, маскируются под зеленых человечков и т.д. Земля наполнена пустотами, где не протолкнуться от яиц динозавров (размером с 16-этажку), и вообще под землей полно динозавров, которые не вымерли, а ждут своего часа. В скором и обозримом будущем (Славик сказал матери, что она доживет до Антихриста, ей сейчас 56 или 57, срок же жизни 70 лет, от силы – 80 лет, множат их труд и болезнь) динозавры вылезут и олицетворят гнев Божий и будут жрать людей, а люди не будут знать, как с ними бороться. Кроме того, на иконе Славика – воина изображен всамделишный диплодок. Он травояден, но под землей, видимо, одичал, несмотря на то, что там растет мягкая трава. И, да – сохранились рисунки Славика с изображениями оных динозавров, их яиц, детенышей и анатомии.
А еще, по словам отрока, «птиц убивать нельзя – они участвуют в сотворении времени». Я спросил, как это понимать. Мне сказали – а вы разве не чувствуете, что времени стало меньше? И старцы говорили, что сейчас в сутках не 24 часа, а меньше! И никто ничего не успевает, стоит начать, а уже обед…
Одним словом, в первый день я не смог купить ни книжку, ни икон, ни акафиста, поэтому пришел и на следующий день, в пятницу, когда дежурила некая Нина, исцеленная отроком и хорошо знавшая его при жизни. Виктория говорила мне, что, возможно, Нина проявил благодушие и расскажет о своем исцелении. В общем, об исцелении мне не рассказали, зато вместе со мной из дальних краев на двух машинах прибыла целая семья, и нам всем было предложено читать акафист Славику. Да, я тоже читал акафист – благо, я читал его и раньше.
Серия интереснейших повествований связана со светомузыкой в сени и на кладбище в целом. Дело в том, что при чтении акафиста, когда все погружены в благоговейную молитву, белый пластик стен розовеет и краснеет (в особо благоговейных случаях – становится малиновым), а если заходит человек с дурными мыслями, стены остаются белыми как мел. Чистой воды «Установка анти-исследователь». Я старался думать о сгущенном молоке, и меня пронесло – к середине акафиста стены действительно порозовели, а потом и покраснели. Что ж, я не отрицатель трансцендентного, о том, что на «святых местах» излечиваются неврозы, писал еще Юнг – не мне отрицать наличие особой энергетики в подобных местах. Кроме цвета стен, на фотографиях, сделанных с пленочных фотоаппаратов, часто проявляются столбы света – особенно из нижнего левого угла могилки – говорят, что на него часто реагируют бесноватые. На меня угол не среагировал. Чудесный свет не раз видели и на кладбище.
Люди, с которыми я общался, отнеслись ко мне хорошо. Как умилилась дежурная Нина, узнав, что я религиовед из Москвы, специально приехавший к отроку! Увлекшись рассказами о чудесных случаях исцеления, она даже задержала начало очередного акафиста, а отпускала с благословением и напутствием, чтобы я писал свою «объективную статью» как можно осторожнее, потому что почитание Славика обрамлено многочисленными искушениями со стороны институционального авторитета и тех, кто Славика не почитает. Как известно, до недавнего времени тамошний владыка Иов (убранный из епархии прямо в день рождения отрока, чем его последователи весьма злорадно тешатся), запретил почитать отрока и осудил его культ, а настоятель самого большого местного храма (к сожалению, я не спросил, какого) запретил пускать паломников переночевать и указывать и на могилку Славика под угрозой отлучения от причастия. Поэтому в сенях частенько с обидой рассказывают о кирпичных мордах местных ортодоксальных православных, каковые они делают при упоминании об отроке.
Несмотря на гонения, почитатели Славика не считают, что РПЦ окончательно полетела в тартарары к динозаврам, а все священники погрязли в ересях и вообще истинными не являются – нет, истинные священники есть, но далеко, однако ездить к ним необходимо и вообще – при желании найти можно и не надо ныть. Несмотря на заполонившую пророчества Славика, книги и акафист эсхатологию, настроены его почитатели на удивление не эсхатологично. Хотя мотив « сами мы не местные, а вот скоро по пророчествам будет ого-го и все станет понятно», выраженный в напряженном ожидании получения некой информации об истинном положении вещей. Если почитатели царей, если их завести в тупик, частенько говорят «ололо, Грядущий Царь все рассудит, все расскажет», или «воскресший Серафим Саровский все будет знать», то версий того, что ждут почитатели Славика, мной обнаружено две: первая – они ждут обнаружения тайного письма Серафима Саровского Николаю II, которое якобы содержит пророчество об отроке (в акафисте есть слова о том, что Николай II был утешен этим пророчеством), вторая – обнаружения некой книги в Троице-Сергиевой Лавре, которая хранит все тайны об отроке.
К слову сказать, еще один мотив, который роднит этот культ с почитателями царей – это мотив перевранной истории. Когда Славик учился в школе, он страдал – в частности от того, что вся наука там была неправильная, а вся история – перевранная. Тема «искаженной темными силами истории» весьма близка и почитателям царей; как я показывал в других своих работах, история в их восприятии является завершенным текстом Божественного Откровения, расположенного во времени и раскрывающегося согласно Воле Божьей и диктующего определенное вероучение. Искажение истории, таким образом, принимается за искажение веры и Откровения. Некоторые также почитают Славика искупителем (как за грехи всего человечества, так и за грехи рода), что заставляет вспомнить о Николае II и его искупительной миссии. Мне уже встречались намеки на то, что Славик искупил и нарушение Соборной Клятвы 1613 года, и многое другое.
В конце – пару слов о Славика и народной медицине, а также экстрасенсах, лучах энергии из головы в небо и так далее. Так вот – по сообщению информантки, у Славика из головы постоянно шел в небо луч, по которому он получал информацию – очевидно, рассказы о сиянии вокруг его головы показались ей недостаточно впечатляющими. Народную медицину Славик дико одобрял: в книге «Богом данный» содержится множество его рецептов, в которых надо непременно применить чеснок, лимон, какое-нибудь редкое растение и некипяченую воду (кипяченая вода считается мертвой) – а потом все это пить, давясь и благословляя Бога. Теперь можно сказать и о камешках – тех камешках, которые, согласно всем без исключения историям в интернете, дежурные продают за пожертвование от 10 до 50 рублей. Так вот – камешки не продают, а отдают пакетами во славу Божию, т.е. бесплатно, и велят заливать их водой, а потом эту воду пить или размешивать с землей с могилки и делать мази или компрессы. Подобное лечение помогает от всего, улучшает аппетит и повышает удачу на 10 пунктов – впрочем, этот бонус не суммируется с +20 к удаче от «личного» камешка, который надо всегда носить в кармане. Выбирается этот личный камешек просто – он должен тебе нравиться и должен на тебя смотреть. Говорят, бизнесмены с камешками в карманах выигрывали суды, а люди, пьющие настоянную на камешках воду – прекращали пить. По словам информантов, байка о продаже камешков возникла после попытки нанять женщину на дежурство в понедельник, вторник и среду; через некоторое время женщина заболела раком, из чего был сделан вывод, что камешками торговала именно она.
И, наконец, об экстрасенсах. Если бы Славик поддался уговорам бесов и перешел на темную сторону силы, он стал бы экстрасенсом (а если бы прожил чуть дольше – врачом и потом монахом). Его мать могла быть сильным экстрасенсом. Экстрасенсы и колдуны были его темными конкурентами. Такая фиксация на экстрасенсах может быть объяснена, пожалуй, популярностью этой темы в начале 90-х (как и темы народной медицины).
На этом завершим – кажется, я рассказал все самое важное и интересное, хотя и полевая работа моя была непродолжительной и неглубокой; с другой стороны, в своем повествовании делать какие-либо серьезные научные выводы я не пытался. Думаю, если у читателей будут вопросы, я постараюсь на них ответить.
(На фотографии - сень Славик изнутри)

Большое удовольствие созерцательного рода я получил еще в поезде, где удостоился наблюдать замечательную продолжительную сцену, в ходе которой крупный, почти выдающийся псевдоученый пытался развести двух невинных людей на жизнь и кошелек одновременно. Дело было так. Напротив меня, лежавшего на верхней полке, на боковых местах ехали женщина лет 45 и аморфного поведения мальчик, а рядом – его отец, крупный седой мужчина в потертой красной футболке. В один прекрасный момент женщина достала из загашника «Дианетику» Р.Л.Хаббарда, открыла ее на первых страницах и принялась читать. Мужик присел напротив и завел с ней разговор о погоде. Как любой начинающий саентолог, женщина попыталась поделиться с ним обуревавшими ее чувствами, в ответ на которые мужик небрежно махал рукой, говорил, что он всех их знает и чтобы она не ходила к психотерапевтам, которые лечат таблетками и уколами вплоть до лоботомии, и при этом никогда не вылечивают. Женщина с яростью соглашалась, что не вылечивают, и говорила про одитинг, что он без уколов и вообще хорош, и что она ходила пару раз. В ответ мужик, скучающим голосом: «Ну, вы как любитель этим всем занимаетесь?». «Да, конечно». «Ну а я-то профессионал…у нас лаборатория…институт». После этого последовал длинный рассказ о том, что каждый человек – сам себе психотерапевт, и что надо лечиться так: набрать в новолуние полведра воды, а потом пить ее в соответствии с лунными фазами, потому что вода вбирает в себя информацию из человека и перерабатывает ее. Они все это исследуют, у них институт, выдающиеся ученые, может назвать фамилии и называет. Надо купить аппарат, который очищает воду, есть по 18 тысяч, есть по 15, и четыре каких-то резиновых круга по полторы тысячи каждый, и как-то с ними взаимодействовать, и «через год – никаких проблем». Насколько он скучал во время этого часового рассказа – трудно описать. Женщина была явно заинтересована, потому что Р.Л.Хаббард мертв, а перед ней сидит исследователь, ученый, у него институт, государственный заказ. Лично я засомневался в чистоплотности гражданина уже после того, как бомбардами прогремели цены на аппараты. После того, как женщина записала телефон и выпорхнула с поезда, красная футболка подобралась к мужчине, ехавшему подо мной, на нижней полке. Тому было 80 лет и от него неважно пахло, хотя он был ко мне добр. В это время он как раз кушал – помидоры, лук и чеснок. Как робок стал псевдоученый при виде такого здорового образа жизни! Заискивая, он смущенно попросил чесночку захворавшему аморфному сыну, и как браво на его фоне зазвучал поучающий голос мужчины: «Лук и чеснок – всегда в пищу, обязательно!». После этого я вышел в тамбур подышать свежим воздухом. Туда же вышли и эти двое. Псевдоученый – громко и вежливо – интересовался прямо в ухо собеседнику, может ли тот раскрыть секрет своего питания. Собеседник в ответ на это начал рассказывать о своей поездке к зятю в Молдавию и о местной политике. Красная футболка проявил небывалый интерес к политике Молдавии, после чего снова спросил, есть ли у того секреты питания. Тот: «Конечно, есть!». До самих секретов я не достоял, но потом псевдоученый крайне радушно приглашал деда к себе в институт, обещая познакомить с учеными с мировым именем, и говоря, что тот найдет с ними общий язык. Контраст скучающего обращения с дамой, дескать, «вы все меня достали, но махакаруна обязывает» и униженного падения ниц перед знатоком секретов питания с луком и чесноком потрясал.
Конечно, это все не имеет никакого отношения к Чебаркулю и отроку Вячеславу, но все же, глядя на женщину с «Дианетикой», я задумался о силе религиоведовой, о силе знания. Теоретически, я владею полным комплектом знаний, способных отпугнуть от саентологии или, по крайней мере, заставить задуматься – и знаний о том, какие откровения последуют на старых 8 (теперь 14) уровнях Оперирующего Тетана, и знаний о галактическом властелине Ксену, и о том, кем считал себя Хаббард, и об его связях с Кроули и ОТО, и о ПИПах или ПИНах, и о многом другом. Неважно, что из этого правда, что – нет. Главное, что этот комплект вполне может напугать начинающего саентолога по полной программе. Мог я сказать кое-что и о псевдоученом, и о силе воды, мог просто вмешаться в разговор. С таким же успехом моих соседей могли обрабатывать Свидетели Иеговы, против которых всегда найдется запрещенный прием. В общем, вопрос, должен ли исследователь только созерцать и должен ли он вмешиваться в естественный ход вещей, и имеет ли право на упаю – благую уловку – все равно открыт.
После прибытия в Чебаркуль и поселения в самой простенькой гостинице (и часа ее поисков) я отправился в Центр Почитания Славика на городском кладбище – там над могилой отрока выстроена «сень» из белого пластика, что-то наподобие маленькой теплицы. Внутри располагается сама могилка с его фотографией и каменным ангелочком, окруженная множеством икон – как его, так и не его, аналой, тумбочка, маленький осколок дивана. Вдоль могилки с землей и цветами тянется желоб, в который складывают привезенные из мраморного карьера камушки, но о них – после. Впрочем, в первый день, среду, я в сень не попал – она открыта только в четверг, пятницу, субботу и воскресенье с 12 до 15 часов. Пришлось погулять.
На следующий день, в четверг, мне удалось попасть внутрь и сделать несколько фотографий, а также достаточно подробно поговорить с двумя людьми – пожилой женщиной Викторией, дежурившей в сени, и пожилым мужчиной. Каждый день, когда сень открыта, там дежурит особый человек, знакомый с мамой Славика – Валентиной Афанасьевной, которая первой написала книгу воспоминаний о своем сыне. Вкраце расскажу о том, кто такой Славик, чем он так интересен и в чем соль отношений его почитателей и всех остальных православных.
Вячеслав Крашенинников – мальчик, который родился в 1982 году, а в 1993 умер от рака крови. Исцелял, пророчествовал, всех любил – злые языки говорят, что после травмы головы в 5 лет, добрые – еще и раньше. С его рождением связано несколько чудесных историй. Во-первых, еще до рождения его родители слышали чудесную божественную музыку, льющуюся с потолка (после этого столетняя соседка предрекла рождение хорошего человека). Во-вторых, после рождения Славика маме принесла некая неземная сущность – медсестра лет 16, прилично, в отличие от других, одетая, в марлевой маске и с огромными голубыми глазами. Она предрекла, сказав, что ребенок весь в родинках. Родинки появились только через несколько лет, а медсестры с такими признаками в том роддоме никто не знал – как никто не знал и врача, которая запретила ставить мальчику прививки. Неземная медсестра в акафисте поименована как, внимание, «Небожительница». К этому всему приплетены поздние истории о дивном явлении Богородицы, говорившей о чудесном отроке как о своем посланнике; можно предположить, что эта «Небожительница» понимается именно как Богородица, но подтверждений этому нет.
Внешне Славик был похож на девочку – у него были светлые кудри и огромные голубые глаза. Поэтому многие его считают ангелом. Даже те, кто считает его святым, не перестают восторгаться его внешностью и считают его ангелом. По сообщению информантки, есть и те, кто почитает его как архангела Михаила (есть икона Славика – воина), или ка архангела Уриила (видимо, из-за борьбы Славика со злыми духами). Ни тех, ни других мне встретить не довелось. Также Славика почитают как целителя, пророка, воина и просто как праведного. Каждому его аспекту соответствует икона, стихийно написанная кем-то из его почитателей. С внешностью Славика связано замечательное сообщение одной экзальтированной дамы, встретившейся мне на следующий день, в пятницу: оказывается, у Славика не было радужки, поэтому его глаза были как рентген! При этом радужка понималась как кольцо вокруг того, что радужкой называют профаны. Оказывается, у всех святых, скорее всего, не было радужки! На самом деле все святые избраны Богом заранее, и они иногда еще в утробе матери дают всем знать, что они святые. А мы, грешные, можем только молиться.
С этой же дамой связано еще одно потрясающее откровение. Я традиционно спрашивал всех, не почитают ли они царей – дело в том, что среди почитателей царей есть почитатели Славика и наоборот; мне известна пара логических цепочек, приводящих от пророчеств отрока к почитанию царей. В ответ на этот невинный вопрос мне: - «А вы знаете, он ведь был из рода Романовых!». «Кто? Отрок?». «Да! Его мать говорила, что-то там дальнее, но из рода Романовых!» (пересказ вольный). После этого не оставалось ничего иного, как чрезвычайно фальшиво сказать: «Ничего себе!», давясь от смеха. И, да: по рассказу матери она родом из поморских старообрядцев, отсюда и написание «Исус» в книге «Богом данный». С понятием «род» связан целый комплекс пророчеств Славика и представлений его последователей; считается, что человек ответственен за свой род и может как отмолить его, так и не отмолить, а своими грехами свести в ад – особенно это актуально в последние времена (которые поминаются в конце каждого икоса в акафисте Славику). Одна из любимых молитв почитателей отрока начинается так: «…Господь…Судия милостивый…карающий детей за грехи родителей до третьего и четвертого колена…». Собственно, эта теория вполне может быть симпатична почитателям царей и апологетам покаяния в цареубийстве и нарушении Соборной Клятвы 1613 г. Первый же встретившийся мне в сенях пожилой мужчина оказался почитателем царей – как Ивана Грозного, так и других, но в нем не было хорошо мне известного столичного горения за веру.
Своей любовью к травинкам, птичкам, рыбкам и прочей флоре и фауне Славик чем-то напоминает Франциска Ассизского. В акафисте говорится о том, что он никогда не ходил по газонам, воскрешал синичек и понимал язык трав и животных. Кроме того, он любил представителей всех религий, поэтому к его могилке пускают мусульман, неверующих и так далее вплоть до цыган. Лучший друг Славика – Марсель – раньше был мусульманином, теперь православный. По сообщениям информантов, много мусульман у отрока обращается в православие, а цыгане начинают рассказывать отроку о своих злоключениях задолго (за 100-150 метров) до могилы. А венгры, которые недавно приезжали, всю дорогу от шоссе до сеней ползли на коленях. Вообще, как говорят, народу приезжает много.
Скажем пару слов о космологии Славика и паре его самых изощренных пророчеств. Космология его такова: земля плоская, квадратная, стоит на трех сталактитах, которые стоят на стеклянной крышке водной бездны, небо тоже твердое, на обратной стороне луны живут бесы, которые выдают себя за инопланетян, похищают людей, выращивают кожу, маскируются под зеленых человечков и т.д. Земля наполнена пустотами, где не протолкнуться от яиц динозавров (размером с 16-этажку), и вообще под землей полно динозавров, которые не вымерли, а ждут своего часа. В скором и обозримом будущем (Славик сказал матери, что она доживет до Антихриста, ей сейчас 56 или 57, срок же жизни 70 лет, от силы – 80 лет, множат их труд и болезнь) динозавры вылезут и олицетворят гнев Божий и будут жрать людей, а люди не будут знать, как с ними бороться. Кроме того, на иконе Славика – воина изображен всамделишный диплодок. Он травояден, но под землей, видимо, одичал, несмотря на то, что там растет мягкая трава. И, да – сохранились рисунки Славика с изображениями оных динозавров, их яиц, детенышей и анатомии.
А еще, по словам отрока, «птиц убивать нельзя – они участвуют в сотворении времени». Я спросил, как это понимать. Мне сказали – а вы разве не чувствуете, что времени стало меньше? И старцы говорили, что сейчас в сутках не 24 часа, а меньше! И никто ничего не успевает, стоит начать, а уже обед…
Одним словом, в первый день я не смог купить ни книжку, ни икон, ни акафиста, поэтому пришел и на следующий день, в пятницу, когда дежурила некая Нина, исцеленная отроком и хорошо знавшая его при жизни. Виктория говорила мне, что, возможно, Нина проявил благодушие и расскажет о своем исцелении. В общем, об исцелении мне не рассказали, зато вместе со мной из дальних краев на двух машинах прибыла целая семья, и нам всем было предложено читать акафист Славику. Да, я тоже читал акафист – благо, я читал его и раньше.
Серия интереснейших повествований связана со светомузыкой в сени и на кладбище в целом. Дело в том, что при чтении акафиста, когда все погружены в благоговейную молитву, белый пластик стен розовеет и краснеет (в особо благоговейных случаях – становится малиновым), а если заходит человек с дурными мыслями, стены остаются белыми как мел. Чистой воды «Установка анти-исследователь». Я старался думать о сгущенном молоке, и меня пронесло – к середине акафиста стены действительно порозовели, а потом и покраснели. Что ж, я не отрицатель трансцендентного, о том, что на «святых местах» излечиваются неврозы, писал еще Юнг – не мне отрицать наличие особой энергетики в подобных местах. Кроме цвета стен, на фотографиях, сделанных с пленочных фотоаппаратов, часто проявляются столбы света – особенно из нижнего левого угла могилки – говорят, что на него часто реагируют бесноватые. На меня угол не среагировал. Чудесный свет не раз видели и на кладбище.
Люди, с которыми я общался, отнеслись ко мне хорошо. Как умилилась дежурная Нина, узнав, что я религиовед из Москвы, специально приехавший к отроку! Увлекшись рассказами о чудесных случаях исцеления, она даже задержала начало очередного акафиста, а отпускала с благословением и напутствием, чтобы я писал свою «объективную статью» как можно осторожнее, потому что почитание Славика обрамлено многочисленными искушениями со стороны институционального авторитета и тех, кто Славика не почитает. Как известно, до недавнего времени тамошний владыка Иов (убранный из епархии прямо в день рождения отрока, чем его последователи весьма злорадно тешатся), запретил почитать отрока и осудил его культ, а настоятель самого большого местного храма (к сожалению, я не спросил, какого) запретил пускать паломников переночевать и указывать и на могилку Славика под угрозой отлучения от причастия. Поэтому в сенях частенько с обидой рассказывают о кирпичных мордах местных ортодоксальных православных, каковые они делают при упоминании об отроке.
Несмотря на гонения, почитатели Славика не считают, что РПЦ окончательно полетела в тартарары к динозаврам, а все священники погрязли в ересях и вообще истинными не являются – нет, истинные священники есть, но далеко, однако ездить к ним необходимо и вообще – при желании найти можно и не надо ныть. Несмотря на заполонившую пророчества Славика, книги и акафист эсхатологию, настроены его почитатели на удивление не эсхатологично. Хотя мотив « сами мы не местные, а вот скоро по пророчествам будет ого-го и все станет понятно», выраженный в напряженном ожидании получения некой информации об истинном положении вещей. Если почитатели царей, если их завести в тупик, частенько говорят «ололо, Грядущий Царь все рассудит, все расскажет», или «воскресший Серафим Саровский все будет знать», то версий того, что ждут почитатели Славика, мной обнаружено две: первая – они ждут обнаружения тайного письма Серафима Саровского Николаю II, которое якобы содержит пророчество об отроке (в акафисте есть слова о том, что Николай II был утешен этим пророчеством), вторая – обнаружения некой книги в Троице-Сергиевой Лавре, которая хранит все тайны об отроке.
К слову сказать, еще один мотив, который роднит этот культ с почитателями царей – это мотив перевранной истории. Когда Славик учился в школе, он страдал – в частности от того, что вся наука там была неправильная, а вся история – перевранная. Тема «искаженной темными силами истории» весьма близка и почитателям царей; как я показывал в других своих работах, история в их восприятии является завершенным текстом Божественного Откровения, расположенного во времени и раскрывающегося согласно Воле Божьей и диктующего определенное вероучение. Искажение истории, таким образом, принимается за искажение веры и Откровения. Некоторые также почитают Славика искупителем (как за грехи всего человечества, так и за грехи рода), что заставляет вспомнить о Николае II и его искупительной миссии. Мне уже встречались намеки на то, что Славик искупил и нарушение Соборной Клятвы 1613 года, и многое другое.
В конце – пару слов о Славика и народной медицине, а также экстрасенсах, лучах энергии из головы в небо и так далее. Так вот – по сообщению информантки, у Славика из головы постоянно шел в небо луч, по которому он получал информацию – очевидно, рассказы о сиянии вокруг его головы показались ей недостаточно впечатляющими. Народную медицину Славик дико одобрял: в книге «Богом данный» содержится множество его рецептов, в которых надо непременно применить чеснок, лимон, какое-нибудь редкое растение и некипяченую воду (кипяченая вода считается мертвой) – а потом все это пить, давясь и благословляя Бога. Теперь можно сказать и о камешках – тех камешках, которые, согласно всем без исключения историям в интернете, дежурные продают за пожертвование от 10 до 50 рублей. Так вот – камешки не продают, а отдают пакетами во славу Божию, т.е. бесплатно, и велят заливать их водой, а потом эту воду пить или размешивать с землей с могилки и делать мази или компрессы. Подобное лечение помогает от всего, улучшает аппетит и повышает удачу на 10 пунктов – впрочем, этот бонус не суммируется с +20 к удаче от «личного» камешка, который надо всегда носить в кармане. Выбирается этот личный камешек просто – он должен тебе нравиться и должен на тебя смотреть. Говорят, бизнесмены с камешками в карманах выигрывали суды, а люди, пьющие настоянную на камешках воду – прекращали пить. По словам информантов, байка о продаже камешков возникла после попытки нанять женщину на дежурство в понедельник, вторник и среду; через некоторое время женщина заболела раком, из чего был сделан вывод, что камешками торговала именно она.
И, наконец, об экстрасенсах. Если бы Славик поддался уговорам бесов и перешел на темную сторону силы, он стал бы экстрасенсом (а если бы прожил чуть дольше – врачом и потом монахом). Его мать могла быть сильным экстрасенсом. Экстрасенсы и колдуны были его темными конкурентами. Такая фиксация на экстрасенсах может быть объяснена, пожалуй, популярностью этой темы в начале 90-х (как и темы народной медицины).
На этом завершим – кажется, я рассказал все самое важное и интересное, хотя и полевая работа моя была непродолжительной и неглубокой; с другой стороны, в своем повествовании делать какие-либо серьезные научные выводы я не пытался. Думаю, если у читателей будут вопросы, я постараюсь на них ответить.
(На фотографии - сень Славик изнутри)

@темы: ОРРСУД
Детали обсудим при встрече, потому что есть пара вопросов по теме.
Ты разобрался с управлением diary?
сектеобщиневопрос есть такой: когда в реальности началось поклонение мальчику? до смерти или после? если после, то через какое время?
Например:
Результат:
читать дальше
Константин Редигер, спасибо, разобрался. Насчет встречи - как твои планы в эту субботу? Мы могли бы съездить в Тайнинское и многое обсудить - если ты хочешь, конечно.
а там действительно много народа толчется? при вас сколько было? а селятся там люди, приезжающие из других мест? в смысле, надолго
Подсветки у них нет. Потолок остается зеленоватым, при наличии подсветки красным бы стал и он, как и стены, а стены красные от пола и до потолка. Я думаю так.
или вы - религиовед, верящий в чудеса?
Я, как человек тупо принадлежащий к одной из традиционных христианских конфессий (католик я, римскаго обряду))), отношусь к таким историям крайне настороженно.
Читать было интересно, да, хотя и несколько стрёмно, прямо скажем. Заговоренные камушки, медсестры-небожительницы (мне в жизни все больше медсестры из совершенно другой области попадались), водичка на удачу, лучи из головы, родинки и проч
ая хреньие атрибуты.Лук и чеснок – всегда в пищу, обязательно!». После этого я вышел в тамбур подышать свежим воздухом.
вот тут я вас понимаю, как никто. Лук и чеснок - они такие, ага)))
а вы разве не чувствуете, что времени стало меньше? И старцы говорили, что сейчас в сутках не 24 часа, а меньше! И никто ничего не успевает, стоит начать, а уже обед… - вот это классная фраза. Я бы ее себе в подпись поставила. Старцы не врут. С временем просто катастрофа! Одна радость. что все-таки - обед еще существует не смотря ни на что.
Извините, я просто не могла не поржать, хотя бы из чувства самосохранения.
А вопросы есть - вот они, и их много.
Судя по некоторым признакам эти люди считают себя христианами? Они посещают храм? Принимают причастие? Читают Священное писание?
Мы присутствуем при рождении новой секты или новой религии?
Что о Славике говорят представители Православной Церкви города Че... Че-бар-куль? И вообще, интересно было бы узнать мнение местного православного священства, например, Челябинского (Что-то все подозрительно на "Че"))). Ведь они наверняка что-то об этом думают
Кажется, все сказал)
Спасибо.
Все-таки не очень понятно, каким образом православие почитателей культа Славика сочетается с их участием в магических ритуалах. Как местные священники допускают к православному богослужению и не отлучают от причастия людей, практически, занимающихся магией?
Хотя, конечно, зачем далеко ходить в Чебаркуль? У нас тут в Москве своя Матронушка есть - так почти все то же самое. Разве что она теперь уже официально канонизирована.
Хотя, может, я мало знаю, но мне кажется с Матронушкой, все-таки, мракобесие до такой степени не доходило.
Увы, да, вы совершенно правы.(((
Людям свойственно сводить все к примитивному шаманизму. Видимо, так проще.
В 80-90-е годы в Челябинской области было как-то на удивление паршиво с медициной, и народ просто бегом кидался к любому, кто способен хоть немного облегчить страдания. Я свою экстрасенсорную деятельность свернула на четвертом пациенте, когда мне привезли ребенка из соседней деревни. К соседке лечиться муравьями ездили окрестные больные в радиусе 15 километров... Поэтому популярность Славика как целителя меня не удивляет, но эээ культ?
и вполне может быть, что со временем официальная церковь признает и Славика?
Асато, не вполне понял - в чем ситуация аналогичная? Для начала - достоверная информация у нас, может, и есть, но она пересыпана таким количеством неверифицируемых легенд, чудес и т.д. (например, о встрече Матроны со Сталиным), что отделить одно от другого, как мне кажется, затруднительно - и уж во всяком случае для тех, кто считает ее святой, или для РПЦ, которая святой ее признала. Может ли РПЦ признать Славика святым? Я думаю - вряд ли. Его культ и его самого уже осудили и в заключениях миссионерского отдела Челябинской Епархии, и в других документах.
А если совсем обобщить, то Славик - святой анти-институциональные, его почитание (хотя и в малой степени) включило в себя противостояние с официальной позицией - так же, как и, например, чрезвычайно хаотичное и непонятное почитание Пелагеи Рязанской. Думаю, его не признают.
Оранжевы Йослик, ну, шаманизм - это сильно и сильно неточно сказано, но ситуация в российском православии, действительно, довольно грустная для малой части православных, которые ей не удовлетворены.
А когда человек приходит в храм, считая, что он поставит свечку к иконе, а ему за эту свечку полагаются "оттуда" какие-то блага, это разве не элементы шаманизма? Он же подсознательно прытается таким образом, задобрить высшие силы, заставить их работать на себя.))) А этого в православной Церкви, да, кстати и не в православной тоже, - навалом.
Не, про пожертвование, я в курсе. ))) Покупка свечей в другом храме - это действительно обессмысливает весь процесс. Про "недействительны" - улыбнуло.
Нет, это не шаманизм, это магическое действие.
Ну, видимо, я ошибаюсь в терминологии)))
Спасибо!
я между ними и Славиком не вижу разницы по событиям.
В чем она? почему в этом случае не признают, а в некоторых случаях признание святым или блаженным следует почти сразу после смерти человека?
То есть важна не последовательность событий, а содержание культа и личность самого святого - главным образом последнее, хотя в деле со Славиком осуждались также и "суеверия" его последователей. Самсона Сиверса тоже отказались канонизировать - но не на основе его высказываний, а на основе анализа его жизни, в ходе которого обнаружилось его отречение от православия, например.
Оранжевы Йослик, да, это я просто придираюсь. =)
Xoto, да, появление культа спровоцировала именно деятельность матери. Ее влияние на Славика при его жизни оценить, к сожалению, сейчас трудно, потому что теперь она относится к нему и его словам с благоговением, и не исключено, что и при жизни его она воспринимала его не как "свое", а как "иное", как посланника небес, например.
Однако не соглашусь с тем, что этот культ похож на общину Иванова. Влияние народной медицины, как и некоторые другие элементы, конечно, схожи, но в целом различия принципиальные.