Практически всегда, когда так и подмывает говорить о своих "убеждениях", это слово следует заменять словом "привычка", имея в виду либо более-менее устоявшийся паттерн мыслительного процесса, который всякий раз идет одним и тем же путем и приводит примерно к одному и тому же результату, либо реальную единицу хабитуса, повседневную "рутину", на которой этот паттерн основан.
***
Когда-то давно, в пору моего отрочества, но может быть и сейчас, подростки обсуждали такую тему - "сексуальную совместимость", которую якобы нужно непременно удостоверить как положительную с тем или иным лицом прежде чем вступить с ним в законный брак; характерно, что никто не знал, в чем эта самая "совместимость" выражается и не сомневался, что совершенно необходимо рано или поздно вступить в законный брак. Так вот, подумалось, что существовал когда-то, не так давно, институт, который и отвечал за эту проверку: это танцы, будь то какие-нибудь деревенские пляски или эти ваши балы. Собственно, Анна Каренина на балу непроизвольно совершила эту проверку в отношении Вронского, и с этого начались ее проблемы. Проверка эта была поставлена на поток, так что девушки носили с собой блокноты и записывали кавалеров на первый, второй и т.д. танец. Сейчас танцы тоже существуют, но для широких масс - преимущественно в клубах, где "кадрят телок", а "кадрить" их приходится как бы потому, что танец стал бесконтактным и утратил свою основную социальную функцию.
***
Скорее всего, существуют большое количество социологических работ по феномену сплетни, однако мне привиделось, что это всего-навсего безличная надзорная инстанция дискурса, которая действует в ситуациях отклонения от нормы - ведь никто не сплетничает о чем-то хорошем, или, лучше сказать, нормальном, рутинном, привычном. Сплетня всегда фиксирует отклонение и путем распространения способна оказывать серьезные реальные эффекты - вроде мнения "света" у помянутого выше Толстого и т.п. В этом смысле стайка пожилых женщин на скамеечке у подъезда и их отслеживание длины юбок, употребления алкоголя и сигарет - это неиллюзорный агент блюдения морали и нравственности, но ввиду их собственной маргинальности абсолютно неэффективный.