Надумал немного о том, как работает божественное насилие. Когда мы читаем Быт или Исх, кажется, что Всемирный потом, уничтожение Содома и Гоморры или десять казней египетских - это некая цельнокроеная данность, что так думали все и всегда. В то же время если обратить внимание на современные кейсы, то становится понятно, что потенциалом к тому, чтобы стать божественным насилием, обладают совершенно определенные явления: это природные, техногенные и социальные катастрофы со значительным количеством человеческих жертв, "непонятно почему" произошедшие, субъект которых заведомо отсутствует, не определен или неопределим. Это ситуации, в которых насилие как бы приходит ниоткуда и уходит в никуда, открывает себя в своей тотальности и оставляет лишь сотни, тысячи, миллионы жертв, которые не могут остаться необъясненными. Если субъект очевиден, причина ясна, а пострадавшие отделались легким испугом, ни о каком божественном насилии и речи быть не может.
Видимо, повествование о Содоме и Гоморре складывалось так же, как недавнее одиозное, вызвавшее адское пламя везде и всюду высказывание Патриарха о том, что Чернобыль - это "наказание за грехи" и "искупление грехов". Выяснилось, что то же самое он говорил о ВОВ, а помимо него то же самое говорили о Саяно-Шушенской ГЭС, Фукусиме, Первой и Второй мировых войнах, 1917 г., 9/11, урагане в Вашингтоне и даже о наводнении в Крымске, которое было объявлено следствием блуда и пьянства российских курортников (батюшка еще произнес замечательную фразу: "Множится число жертв. Это свидетельство того, что Бог поругаем не бывает"). Все это случилось внезапно, виноваты были либо никто, либо много кто, а следовательно, никто и т.д.
Поэтому подобные комментарии можно предсказывать исходя из более-менее реальных, т.е. мыслимых, обстоятельств трагедии, что, конечно, не отменяет того, что это чудовищное свинство и что из-под его субъектов несомненно следует выбивать стулья, ломать им ножки кроватей, пока они спят, и вырывать прямо из-под них унитазы.