Подумал, что ум и глупость, или, точнее, "умно" и "глупо" - не эссенциальные характеристики человека, которые могут быть изменены, но в общем-то пребывают, а характеристики хабитуса, т.е. конкретных рутин, социальных автоматизмов, конкретного актора, которые обозначают его легитимность или нелегитимность в тех или иных ситуациях. Из этого следуют следующие выводы:
И то, и другое ситуационно, и человек, безусловно умный при чтении лекций, написании статей, в научной дискуссии, может быть умилительно (или нет) глуповат в общении, например, с противоположным полом.
И то, и другое "лечится" изменением социального контекста или научением новым рутинам, т.е. исполнениям, в старых контекстах.
Наконец, становится понятно, почему физики смотрятся так до неприличия глупо и неуместно, когда говорят о религии. Во всех других контекстах они Львы Толстые, а в этом илики и иччхантики.