Метафизика – философская дисциплина, которая занимается исследованием мира реальности и бытия как такового. В применении к магическим практикам понятие «метафизика» синонимично понятию «догматическая метафизика», которое обозначает такое устройство реальности, при которой практика осуществима и результативна. В описании магических практик мы приводим такое метафизическое обоснование, которое предлагают ее теоретики; может показаться странной ситуация, в которой практики с различными системами метафизики одинаково осуществимы; еще более странно то, что метафизика магов одной школы как субъективная реальность делает их неуязвимыми для магии другой школы (так, теозис бессилен против некромантов).
На Акнарте метафизика реальна и действенна, а предельная божественная реальность ближе к людям и может быть познано даже органами чувств. Мы полагаем, что метафизические системы, выстроенные теоретиками различных магических практик, описывают эту реальность разными способами и черпают силу из разных ее граней.
Магическая практика (также школа магии) – осуществимая и действенная практика изменения мира в соответствии с определенными законами. Различные магические практики основаны на различных системах метафизики и основаны на различных принципах привнесения изменений в мир. Нам известны следующие магические практики: теозис, некромантия, герметизм, чернокнижие, анти-теозис, магия друидов, магия темных друидов, детерминизм.
Детерминизм (также дивинация) существует в рамках детерминистских культов Сигора (ангела суда) и Уриала (ангела, распятого на колесе судьбы). Его метафизика является результатом синтеза эльфийского монотеизма и астрологии; звезды, как божественные сущности, связаны с миром и своим движением плетут его судьбы, словно спицы. Все предопределено, все предначертано; нет ничего случайного. Нет ни случая, ни удачи, и то, чему суждено быть, сбудется. Человек не способен повлиять на мир, и это представление детерминизма может показаться прямо противоречащим определению магической практики, однако детерминист, идя путем саморазрушения (радикальной аскезы, включающей самобичевания и пытки) и мистической практики двоемыслия способен выключить себя из потока мучительного детерминированного существования. С одной стороны, маг обязан считать эту концепцию истинной, с другой – постоянно испытывать ее, приближая себя к смерти, заставлять ее давать сбои; в тот момент, когда маг наносит себе сильный вред, он способен, наконец, сделать выбор (который, впрочем, обусловлен предшествовавшими действиями).
Детерминизм как магическая практика отличается от прочих: он не оперирует ни огнем, ни нетварным светом, ни амулетом. Он оперирует цепочками событий. На мгновение выключив себя из плетения колеса Уриала, детерминист провоцирует сбой в плетении, который затрагивает всех, кто его окружает – в лучшую или худшую для них сторону. Поскольку смысл, сущность и структура плетения для мага остается непознаваемой, огромное значение для него имеет интуиция, позволяющая им смотреть в то, чему суждено быть, и нарушать ход этого неизбежного будущего.
Не все практики детерминизма пользуются своими способностями – хотя бы потому, что с каждым их использованием они рискуют жизнью или здоровьем. Те, кто достаточно развил в себе навык интуиции, часто остаются на этой стадии и называют себя пророками.