Наконец-то мои руки добрались до "Над пропастью во ржи" Сэлинджера. Прочел за один день - лучше поздно, чем никогда.
Не сказать, чтобы сильно впечатлило (в отличие от читанного мной недавно "Таинственного пламени царицы Лоаны" Эко) но интересно: кто-нибудь обращал внимание на то, насколько этот текст - текст гностический?
Судите сами. Главный герой отвергает материю, ценности этого мира. Он считает его типичные проявления ложью ("липой") и ненавидит тех, через кого эти проявления транслируются ("задаваки", "ломаки"). Он ищет истину, прямолинейность, чистоту Плеромы - и видит ее в образе Джейн Галлахер, Софии, родственник которой (отец, но это не важно) - злобный алкаш, которого она любит и терпит. Чем не Ялдаваоф? В итоге София может только страдать. Ее чистота вдохновляет главного героя, он не воспринимает ее как нечто земное, и в итоге он даже не может с ней поговорить, ибо она как нуминозный объект вызывает у него ужас и восхищение. Что характерно, определенные препятствия для общения с Софией создают ее родственники (архонты). Интересно, что София таки пала, потому что встречается именно с франтами, задаваками и ломаками, насквозь пропитанными липой. Падшая ипостась Софии - или та часть неоплатонической Мировой Души, что созерцает материю, - также присутствует в образе приземленной и навылет материальной Салли, красивой внешне, но омерзительной духовно, явного гилика и хоика (что одно и то же). Однако, существуя в материи, главный герой не предается аскезе, но нарушает все законы архонтов (не продавать виски с содовой несовершеннолетним) и предается всем увеселениям, которые разрушают материю. То же самое делали и каиниты (по сообщению Иринея) и ученики Керинта и Карпократа.
И последнее. Главный герой уважает Христа, но терпеть не может апостолов (и церковную иерархию соответственно, к католикам он относится сочувственно). Кроме того, Холден полагает, что на него в этом мире возложена важная миссия - он удерживает детей, которые играют во ржи (в материи) от падения в пропасть.
По-моему, гностично.