01:38 

Zygmont
Contemptus sui ad contemptum Dei
Наконец-то мои руки добрались до "Над пропастью во ржи" Сэлинджера. Прочел за один день - лучше поздно, чем никогда.
Не сказать, чтобы сильно впечатлило (в отличие от читанного мной недавно "Таинственного пламени царицы Лоаны" Эко) но интересно: кто-нибудь обращал внимание на то, насколько этот текст - текст гностический?
Судите сами. Главный герой отвергает материю, ценности этого мира. Он считает его типичные проявления ложью ("липой") и ненавидит тех, через кого эти проявления транслируются ("задаваки", "ломаки"). Он ищет истину, прямолинейность, чистоту Плеромы - и видит ее в образе Джейн Галлахер, Софии, родственник которой (отец, но это не важно) - злобный алкаш, которого она любит и терпит. Чем не Ялдаваоф? В итоге София может только страдать. Ее чистота вдохновляет главного героя, он не воспринимает ее как нечто земное, и в итоге он даже не может с ней поговорить, ибо она как нуминозный объект вызывает у него ужас и восхищение. Что характерно, определенные препятствия для общения с Софией создают ее родственники (архонты). Интересно, что София таки пала, потому что встречается именно с франтами, задаваками и ломаками, насквозь пропитанными липой. Падшая ипостась Софии - или та часть неоплатонической Мировой Души, что созерцает материю, - также присутствует в образе приземленной и навылет материальной Салли, красивой внешне, но омерзительной духовно, явного гилика и хоика (что одно и то же). Однако, существуя в материи, главный герой не предается аскезе, но нарушает все законы архонтов (не продавать виски с содовой несовершеннолетним) и предается всем увеселениям, которые разрушают материю. То же самое делали и каиниты (по сообщению Иринея) и ученики Керинта и Карпократа.
И последнее. Главный герой уважает Христа, но терпеть не может апостолов (и церковную иерархию соответственно, к католикам он относится сочувственно). Кроме того, Холден полагает, что на него в этом мире возложена важная миссия - он удерживает детей, которые играют во ржи (в материи) от падения в пропасть.
По-моему, гностично.

@темы: Религия, Книги

URL
Комментарии
2011-12-16 в 02:27 

Оранжевы Йослик
Мчал на подвиги с утра Бонифаций Монферра, Бодуэн и Де Монфор, крепок дух, отважен взор.
Zygmont,
Как-то слишком заморочено, я извиняюсь. Такую теорию подо что угодно можно подвести, хоть под "Колобка" или "Золотую Рыбку". было бы желание.)))
Холден полагает, что на него в этом мире возложена важная миссия - он удерживает детей, которые играют во ржи (в материи) от падения в пропасть.
Холден не думает ни о какой миссии. Он говорит своей сестре, что хотел бы спасать этих детей, но он же просто сам ребенок над пропастью взрослой жизни. Взрослеть - тяжелая штука, и он с этим справляется, как может, один на один, поскольку - куда ж ему деваться.

2011-12-16 в 05:00 

Hamajun
aka Айша
О! Если интересны подобные интерпретации, то поищите работы Галинской по Сэлинджеру. Не бесспорны, но ... забавны.

2011-12-16 в 08:53 

ny1994
The strange thing about television is that it doesn't tell you everything.
Так ведь весь т.н modern american novel гностичен, такое пре/пост-христианство, Блум об этом писал много.

2011-12-16 в 17:24 

Zygmont
Contemptus sui ad contemptum Dei
Оранжевы Йослик, ладно, пропасть отменяется, но все остальное оставляю в силе. И, да - "Колобок" - это не гностицизм, это герметизм. Лепка Колобка и его последующее оживление очень напоминает магию из трактата "Асклепий" - там египтяне оживляли своих идолов. А "Золотая Рыбка" - навылет буддийская сказка. Об этом уже писали.
ny1994, этой книги на русском нет, на английском читать лень. Прочел пару статей про него самого. Впечатляет, спасибо за наводку.

URL
2011-12-16 в 18:04 

Оранжевы Йослик
Мчал на подвиги с утра Бонифаций Монферра, Бодуэн и Де Монфор, крепок дух, отважен взор.
Zygmont,
М-м-м,а "Курочка Ряба"?:wow:

2011-12-16 в 18:36 

Zygmont
Contemptus sui ad contemptum Dei
Оранжевы Йослик, с "курочкой" сложнее. Яйцо - естественно, мировое яйцо, символ космоса. Золотое яйцо - совершенный мир, простое - несовершенный. Мышка - та мелочь, из-за которой случается великая космогоническая драма и падение совершенного мира. Может быть, это человек или дьявол?
Дед, бабка, курочка - триада, которая дополняется четвертым, противоположным им - этот архетип выделял еще Юнг. Поскольку здесь есть бабка, это скорее гностическая триада, весьма странного типа "отец-мать-дочь". Почему дед и бабка стары? Потому что они неспособны к порождению, к творению. Способна только курочка - обратите внимание, что они пытаются РАЗБИТЬ ее яйцо, уничтожить сотворенный ей мир, а может - раскрыть его потенциал путем высвобождения содержимого. После разрушения совершенного мира они плачут. И курочка понимает несовершенство материи и творит обычный мир - наш с вами.
Это на грани юмора, но архетип 3+1 и яйцо - не шутки. Просто миф превратился в сказку, которая уже воспринимается как вымысел - в отличие от мифа.

URL
2011-12-16 в 18:55 

Оранжевы Йослик
Мчал на подвиги с утра Бонифаций Монферра, Бодуэн и Де Монфор, крепок дух, отважен взор.
Zygmont, Круть

2011-12-16 в 19:29 

ny1994
The strange thing about television is that it doesn't tell you everything.
Обожаю такие игры! А помечите еще бисера?:)

заявка: Алиса в Стране Чудес.

2011-12-16 в 19:49 

Zygmont
Contemptus sui ad contemptum Dei
ny1994, Алиса - не совсем сказка. Кроме того, наркоманские корни этого текста были выявлены давным-давно. Могу пометать насчет сказки.

URL
2011-12-16 в 20:17 

Tihe
Да поможет вам случай
Ох, мне тоже ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО. И хочется продолжения. *)

2011-12-16 в 21:02 

Zygmont
Contemptus sui ad contemptum Dei
Tihe, ну предложи что-нибудь для анализа, попробуем навеселить.

URL
2011-12-16 в 21:11 

Tihe
Да поможет вам случай
1. Сказка о волшебных бобах (в русском варианте, кажется, горошина).
2. Гуси-Лебеди.
3. Принцесса на горошине.

2011-12-16 в 21:52 

Zygmont
Contemptus sui ad contemptum Dei
Tihe, охо-хо, я не фольклорист, но кое-что сказать попробую. Например, про сказку "гуси-лебеди".
Пару замечаний о ней я читал. Совершенно очевидно, что братец был похищен гусями-лебедями в загробный мир - точнее, на границу загробного мира, к бабе-яге. На этой границе его подготавливали к бессмертию - он играл с золотыми яблочками (вспомним Сады Гесперид). В "Снежной Королеве" сюжет приблизительно тот же, и там Кай играет с льдинками, которые складываются в слово "вечность" - опять же, он готовится перейти в мир без времени, в мир духов. Сами гуси-лебеди - психофоры, т.е. те, кто переносит душу в загробный мир - вообще птицы часто исполняет такую функцию, вспомним Гаруда-Пурану, где Вишну говорит со своей птицей Гарудой, доставляющей души в ад. Баба яга - очевидно, психопомп типа Гермеса или Анубиса. Следует сказать, что они не злые по природе своей, просто - функция у них такая. Гуси описываются как "шкодники, похищающие маленьких детей". Мне кажется, это - просто понимание и принятие высокой детской смертности.
Из всего вышесказанного в сумме с тем, что брат таки возвращается, и возвращается БЕЗ ПОМОЩИ родителей, можно сделать вывод, что все это - ритуал инициации - как брата, так и сестры (но можно трактовать и как ритуал инициации кого-то одного). Мальчик проходит инициацию, потому то подвергается опасности и входит в контакт с миром духов. Девочка - потому что есть еще одна деталь: перед уходом родители обещают ей платьице и платочек. Мне представляется, что это - обещание взрослой одежды - такой обычай был и в Китае, и в еврейской культуре.
Вот и все. Никакого гностицизма.

URL
2011-12-16 в 21:59 

Tihe
Да поможет вам случай
Хм. А про бобы? *)

2011-12-16 в 22:23 

Zygmont
Contemptus sui ad contemptum Dei
Tihe, о бобах - буквально несколько слов. Во многих античных эзотерических системах - в частности, в орфизме и в пифагорействе, в Элевсинских Мистериях, - бобы запрещалось употреблять в пищу. Было много представлений о бобах, но нас интересует одно: бобы были связаны с хтоническими, божествами. Есть орфический гимн, посвященный Гее - и ей в жертву приносятся бобы. Очевидно, в сказке про Джека и волшебные бобы эти самые бобы Джек использует для связи двух миров - мира божественного (и неважно, вверху он или внизу) и мира элементов, мира материального. Очевидно, что там он встречает людоеда - типичное хтоническое божество. К слову сказать, сам Джек (как и любой другой Иванушка) воплощает архетип Дурака - первого Старшего Аркана Таро. У этого архетипа много свойств, но главные таковы: он находится на распутье и ведом божественной волей. И, да - перед столкновением со священным герой не получает ужина, т.е. он постится! Постится перед восхождением (или нисхождением) в священное пространство. И, конечно, первое, что он просит у жены людоеда - поесть. То же самое требует Иванушка у любой приличной бабы яги - и тут она спохватывается, как сама не догадалась. Он хочет продемонстрировать, что не боится вкусить еды другого мира. То, что Джек прячется в печи - банально, но тоже инициация. Испытание клаустрофобией, темным, замкнутым пространством. Кроме того, печь вообще - переход между мирами. Почему Санта прыгает в трубу? Правильно.
И в конце Джек борется с богом (людоедом) и побеждает его. Исключительно инициатический мотив, ближайший аналог - борьба Иакова с "некто" в Вефиле.
Как-то так.

URL
2011-12-16 в 22:25 

Tihe
Да поможет вам случай
Спасибо.

   

Vesper Mvndi

главная