Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
16:49 

Contemptus sui ad contemptum Dei
Короче, я тут 6 июня в 19.30 буду читать публичную лекцию о религии и насилии, в т.н. ГЦ Пунктум (Краснопролетарская 31/1 стр. 5, м. Новослободская).
Поскольку я не историк, а социолог, материал будет ориентирован преимущественно не на фактологию, а на понимание. Информирую заранее, буду иметь наглость еще раз напомнить в четверг, приглашаю всех желающих и горячо приветствую перепост. Может быть, будет небезынтересно.
И, да - картинки ставил не я, картинки ставили организаторы (кхм), так что сюда - Рафаэля.

«Ужас Мой Я пошлю перед вами» (Исх 23:27): религия и насилие



Лекция предлагает краткое введение в проблематику религии и насилия от Авраама до 11 сентября. Почему все религии хотят мира, но готовятся к войне? Как орудие позорной и мучительной казни становится символом победы, а молитва Иисусова — «мечом против невидимых ратников»? Из кого творится мир и каково социальное значение жертвоприношения? Кто такой (или что такое) «козел отпущения» и сидит ли он сегодня в зале суда? Как образы войны представлены в священных текстах религий мира? Как воплощается дьявол? В чем сущность религиозного насилия и религиозного терроризма? Наконец, как связано уничтожение Содома и Гоморры с наводнением в Крыму и Чернобыльской АЭС и почему, поскользнувшись на банановой кожуре, мы говорим «черт побери»? На эти и другие вопросы мы и попробуем дать ответ.

И ссылка: punktum.ru/?p=12936

17:58 

Дождь

Contemptus sui ad contemptum Dei


Наконец-то что-то написал после долгой работы над дипломом и всем прочим. Получилась (или почти получилась) симпатичная весенне-осенняя интерлюдия с незамысловатым названием.

@темы: Музыка

13:27 

Contemptus sui ad contemptum Dei
Друзья, у меня есть к вам несложный вопрос. Представьте себе, что вы пришли на лекцию, посвященную религии и насилию. Что бы вы от нее ожидали? Что бы вас интересовало в первую, вторую, третью очередь, ответы на какие вопросы вы бы предполагали с нее вынести?

@темы: Религия

22:01 

Contemptus sui ad contemptum Dei
Сегодня весь день писал дипломную главу о прихрамовой среде и ее "жертвенном кризисе" по Рене Жирару. Конечно, меня сопровождали кеносис и желание разделаться, наконец, со всем этим и еще раз попробовать зажить человеческой жизнью, но я, кажется, в первый раз понял, что такое этот самый кризис на практике. Понятно, что не работает интернет, но это ладно, он то есть, то нет, включается и отключается - так сегодня нас лишили воды. Всякой. Правда, горячей лишили давно и предупредили, а холодной сегодня и без предупреждения. Вышел на улицу - а там сломались светофоры. И вот это состояние действительности, когда ничего нигде не работает как надо, когда все вокруг неправильно и повседневное успешное действие обречено на неудачу (потому что в кране нет воды) - это и есть "жертвенный кризис".

@темы: Социологумены

19:12 

Contemptus sui ad contemptum Dei
Читаю в Виеипедии цитату из Всеволода Чаплина: "...представители исламской умы России". Останавливаюсь, думаю - опечатка, "умма" же ж. Перехожу по ссылке и вижу:
"У́ма (санскр. Umâ;) — в индийской мифологии имя дочери Химавата, находящейся в супружестве с Шивой и получающей в более поздние эпохи индийской мифологии многочисленные другие прозвища. Имя Ума — самое древнее и появляется впервые, как имя супруги бога Рудры, прототипа Шивы, уже в ведийских текстах (Тайттирия-араньяка и Кена-упанишада). В Ригведе оно ещё не встречается. В Кена-упанишаде Ума является посредницей между Брахмой и другими богами; оно по-видимому отожествляется с олицетворением речи — Вач (санскр. Vâc, лат. vox). В числе позднейших легенд об Уме есть рассказ о том, как она была застигнута мудрецами риши в лесу Гаури в то время, как находилась в объятиях Шивы. Разгневанный бог обрек каждого самца, который с тех пор вошел бы в лес, на превращение в самку. Подобная же история рассказывается и о богине Рохини, супруге Чандры (месяца), или Сомы, которую последний застиг в объятиях Шивы. Шива обратил обманутого супруга в женщину, и с этих пор Чандра, или Сома, получил женский пол. Ума считается матерью богов Ганеши и Картикеи".

Признаться, выражение "исламская ума России" стало еще более пугающим.

17:19 

Contemptus sui ad contemptum Dei
Неожиданно для себя самого оказался в киркумстанциях, пригодных для записи чего-нибудь, что так долго этой записи ожидало. Надеюсь за два-три дня вылизать один из треков до полного истощения нервов, а потом наконец-то попробовать в полевых условиях записать к нему вокал, ну да мне не впервой. Все несколько осложняется неважным состоянием здоровья и тем, что диплом таки горит. Думаю, жертвой будет Omega Point - прекрасная песня, которую мне уже не аз доводилось петь вживую и одна из моих любимых. Будет "типа сингл" к будущей постдипломной, постпоискоработной Музыке де Профундис.

@темы: Религия

00:41 

О божественном насилии

Contemptus sui ad contemptum Dei
Надумал немного о том, как работает божественное насилие. Когда мы читаем Быт или Исх, кажется, что Всемирный потом, уничтожение Содома и Гоморры или десять казней египетских - это некая цельнокроеная данность, что так думали все и всегда. В то же время если обратить внимание на современные кейсы, то становится понятно, что потенциалом к тому, чтобы стать божественным насилием, обладают совершенно определенные явления: это природные, техногенные и социальные катастрофы со значительным количеством человеческих жертв, "непонятно почему" произошедшие, субъект которых заведомо отсутствует, не определен или неопределим. Это ситуации, в которых насилие как бы приходит ниоткуда и уходит в никуда, открывает себя в своей тотальности и оставляет лишь сотни, тысячи, миллионы жертв, которые не могут остаться необъясненными. Если субъект очевиден, причина ясна, а пострадавшие отделались легким испугом, ни о каком божественном насилии и речи быть не может.
Видимо, повествование о Содоме и Гоморре складывалось так же, как недавнее одиозное, вызвавшее адское пламя везде и всюду высказывание Патриарха о том, что Чернобыль - это "наказание за грехи" и "искупление грехов". Выяснилось, что то же самое он говорил о ВОВ, а помимо него то же самое говорили о Саяно-Шушенской ГЭС, Фукусиме, Первой и Второй мировых войнах, 1917 г., 9/11, урагане в Вашингтоне и даже о наводнении в Крымске, которое было объявлено следствием блуда и пьянства российских курортников (батюшка еще произнес замечательную фразу: "Множится число жертв. Это свидетельство того, что Бог поругаем не бывает"). Все это случилось внезапно, виноваты были либо никто, либо много кто, а следовательно, никто и т.д.
Поэтому подобные комментарии можно предсказывать исходя из более-менее реальных, т.е. мыслимых, обстоятельств трагедии, что, конечно, не отменяет того, что это чудовищное свинство и что из-под его субъектов несомненно следует выбивать стулья, ломать им ножки кроватей, пока они спят, и вырывать прямо из-под них унитазы.

@темы: Религия

03:05 

Богословие в строгом смысле слова

Contemptus sui ad contemptum Dei
Наконец, решил записывать свои богословские фантазии. Для начала - как придется, сколько бы ни было беспомощно. И маленькими кусочками, по порядку. Может быть, потом из всего этого получится большое и эстетически привлекательное эссе, в котором все было бы так, как я переживаю, но пока - голые конспективные мысли. Ну, начинаю с самого главного. "Господи, отныне и теперь ты станешь единственным предметом моих помышлений".

читать дальше

@темы: Теологумены, Религия

19:25 

Contemptus sui ad contemptum Dei
Начал писать для диплома главу о российском антикультистском движении и пребываю в смятении. Мало того, что эта тема сама по себе жуткая гадость, так еще и почти все российские исследователи НРД, легитимные, известные и уважаемые ученые, к этому движению таки относятся, прямо или косвенно. Мартинович - теолог, "сектовед", антикультист, Балагушкин - антикультист, даром что на ножах с Дворкиным, Конь - сектовед, который в отзыве на рецензию Мартиновича на его книгу еще что-то писал про то, что он верит в Христа, грядущего во славе судити живым и мертвым, и т.д. Короче, все, кто хоть что-то говорит об антикультизме, сами антикультисты, и чем более они академичны, тем неприятнее, тем гаже видеть у них откровенные пейоративы и православную апологетику. Дворкина можно игнорировать, а вот Мартиновича уже сложно. Держится честный советский человек Кантеров, видимо. Иваненко называют "сектозащитником", но на него еще можно ссылаться, хоть он сплошь и рядом цитирует Библию. В научных статьях. Проблема профессиональной конъюнктуры стоит как нельзя остро.

@темы: Религия

14:54 

Contemptus sui ad contemptum Dei
Тут один почитатель святого отрока Вячеслава ("Славика", ну вы помните) заявил, что в фильме "Обитель зла" нам под видом фантастики показывают реальность масонских корпораций, в которых трудятся проклятые ученые, разрабатывающие биологическое вирусное оружие.

@темы: Религия

11:23 

Contemptus sui ad contemptum Dei
Подумал, что ум и глупость, или, точнее, "умно" и "глупо" - не эссенциальные характеристики человека, которые могут быть изменены, но в общем-то пребывают, а характеристики хабитуса, т.е. конкретных рутин, социальных автоматизмов, конкретного актора, которые обозначают его легитимность или нелегитимность в тех или иных ситуациях. Из этого следуют следующие выводы:
И то, и другое ситуационно, и человек, безусловно умный при чтении лекций, написании статей, в научной дискуссии, может быть умилительно (или нет) глуповат в общении, например, с противоположным полом.
И то, и другое "лечится" изменением социального контекста или научением новым рутинам, т.е. исполнениям, в старых контекстах.
Наконец, становится понятно, почему физики смотрятся так до неприличия глупо и неуместно, когда говорят о религии. Во всех других контекстах они Львы Толстые, а в этом илики и иччхантики.

@темы: Социологумены, Религия

12:28 

Contemptus sui ad contemptum Dei
А я, наверное, пойду к католикам, хотя у них и служит незажигательный Пауло Пецци с его незажигательными проповедями.

@темы: Религия

23:22 

Цитатки

Contemptus sui ad contemptum Dei
Сначала хорошая новость. Комментарий одного православного на достоверную информацию о том, что Кирилл Гундяев - масон и тамплиер:
"Волосы дыбом!Нет слов!Одни местоимения!"

Плохая новость. Оказался тут на форуме "Христианка.ру", по идее женском православном, но там есть и мужчины. Пользовательница пишет:
"почему иногда кажется что никому ты не нужна и никто тебя не понимает?? почему иногда бывает пусто-пусто на душе?? почему бывает такое состояние души что иногда хочется лезть на стенку???"

Варианты ответов убивают:
Первый. "От собственной ущербности и эгоизма такое бывает,от бестолковости,от ложного смирения....."
Второй, побольше. "Потому что в такой момент в вашей душе нет Бога.Из-за вашей гордыни и самости.Из-за отсутствие у вас правильно-проходимой внутренней духовной жизни.Из-за чего бывает пустота?Вы возвели себя на "педестал".Считаете где-то далеко в душе(может и сами это не видите) себя центром земли.Вы думаете, что вам все всё должны, все должны вса понимать, слушать и т.д.А когда этого нет вы расстраиваетесь, т.е. гневается ваша гордыня и самость.Поэтому и уныние, и на стенку лезете.Или вам стало скучно, нечем себя занять, чуть какая-то печальная мысль прийдёт в вашу голову, вы её сразу подцепляете и развиваете.Чуть какая-то скорбь и всё!Боритесь с этим развивайте в себе дух смирение и терпения.Прочтите труды святителей Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника.И главное не жалейте себя, возненавидьте свою греховную природу, познайте свою немощь, и стяжите смирение, а там и мир душевный прийдёт".

@темы: Религия

18:27 

Contemptus sui ad contemptum Dei
Комментарий Ангайлин к предыдущей записи и приведенная ей цитата "в делах любви, как будто мирных" (с) навели меня еще на одну простую и понятную мысль. Я на автомате усомнился в том, что эти дела являются мирными, но очевидно, что подобные отношения в дискурсе конституируются в т.ч. в милетантных терминах, т.н. "bellicose terms", вообще-то описывающих насильственное военное противостояние: "покорить", "завоевать", в английском еще "surrender" (еще, конечно, есть термины обладания, подчинения и т.д.).

Может быть, это вообще биология, что-нибудь вроде "естественного отбора" и т.д., хотя я вообще избегаю говорить о таких вещах, но, во-первых, культура по жизни эту самую биологию зачастую успешно преодолевает, а во-вторых, может быть и то, что это только культурное, "риторика насилия" по Мишелю Фуко. То есть то, что это так, несомненно, но могло ли быть иначе? Кажется, могло.

01:04 

Концовка

Contemptus sui ad contemptum Dei
Я тут взялся написать музыку для спектакля, который мы сейчас делаем - черной комедии с аллюзиями на детектив. Это должно было быть что-то ироничное, динамичное, джазово-блюзовое-свинговое - Бог знает что. Вот для финала получилось нечто, даже имеющее для меня ценность. Очень короткое, очень подвижное и совсем не я, хотя кто-то говорит, что я тут все же чувствуюсь.


@темы: Музыка

23:17 

Contemptus sui ad contemptum Dei
Я тут увлекся вольными социологическими рассуждениями в духе Гоффмана и моего преподавателя, сложного человека А.А. Игнатьева, так что вот еще одно.

***

Институт признания в любви является невротическим по самой своей сути, и действует даже не как кнопка reset, потому что после ее нажатия еще можно жить, а как дефрагментация жесткого диска с отключением всех функций, или, - вот, - как порно-баннер на весь экран. Дело в том, что нормальное развитие событий ее не предполагает, потому что все идет на автоматизмах, как социальная рутина. Так или иначе переживаемая потребность в признании изобличает, что ситуация ненормальна, что все идет не как надо и с некоторой вероятностью не могло идти как надо с самого начала по куче объективных причин, в частности, нелигитимности статуса актора, который признается. Очевидно, что "сходить в кино" с девушкой / парнем это не совсем "просто сходить в кино"; если этот дополнительный смысл не работает, то это все, атас. Априорная вероятность успеха признания (при условии, что невротик здесь один, а не два) приблизительно равна вероятности резиста скилла иммолэйт импрувед в "Мире Варкрафта", которая, как известно, КРАЙНЕ МАЛА. Но чудеса случаются.

@темы: Социологумены

20:29 

Contemptus sui ad contemptum Dei
Тут недавно мой сосед по общежитию, гомофоб, сказал, что геев отличает девиантное поведение, но кто они такие, или что они такое, мы толком сказать не можем, потому что "их геном не расшифрован" (и еще они долбятся в ж). Подобный здравый естественнонаучный подход вызвал мое бешенство, я неделю ходил и всем предлагал расшифровывать геномы, чтобы иметь реальное представление о вещах, а не черти что. Сейчас случайно наткнулся на стааарый материал с Ленты.ру, где у Николая Витальевича Шабурова спрашивают про геном Бога - я это, в общем, предвидел, но все равно. lenta.ru/conf/shaburov/ Он еще почему-то не ответил на вопрос, как бороться с астрологией и фен-шуем, а почему - непонятно.
Это какая-то трансценденция, мне кажется. Раньше был трансцендентный абсолют, эйн-соф, и шиитская имамология, а теперь геном и его расшифровка.

@темы: Религия

18:01 

Contemptus sui ad contemptum Dei
Т.н. индивидуальная "вера" в судьбу, в предопределение, в Божий Промысел и т.д., по-видимому, является вариантом габитуса, который предполагает неэффективность, в большей или меньшей степени, любого человеческого усилия, т.е. вероятность больше 50% провала повседневного действия, основанного на каких угодно автоматизмах. Верующий в судьбу является, по сути, невротиком, действия которого объективно могут изменить меньше, чем действия "нормального" социального актора, или не могут изменить ничего вообще, из-за того, что являются нелигитимными и подвержены перманентной проверке со стороны аудитории. То, что такие представления в определенных пространственно-временных континуумах распространяются как эпидемии может быть симптомом жертвенного кризиса, т.е. качественно иного этапа функционирования социальных институтов, связанного с их эрозией или вообще распадом.
Это все к тому, что я вот говорю, что не верю в судьбу, а живу так, как будто верю, а моя знакомая верит, а живет так, будто не верит. Это что-то ставрогинское, ну да ладно. И еще посмотрел кино "500 дней лета", посвященное этому мелодраматическому вопросу. Там главный герой в конце делает вывод, что судьбы таки нет, и все таки в его руках, и приглашает девушку на кофе. Ее согласие изобличает в нем "нормального", здорового актора. В общем-то, если бы она отказалась, а потом бы его еще и не приняли на работу, я бы посмотрел, кто тут таки перестал бы верить в фатум.

13:02 

Contemptus sui ad contemptum Dei
Прекрасная фраза из православной рецензии на фильм "Ной": научная библеистика и прочая схоластика.

01:11 

Contemptus sui ad contemptum Dei
Вечером возвращался домой и подумал об одном вполне очевидном смысле лурианской каббалы, который я по непонятной причине доселе не встречал (хотя, может, это просто я не встречал). Суть в том, что древо сфирот, как известно, образует космическое тело первочеловека Адама Кадмона, а после катастрофы разбиения сосудов именно центральные сфирот (Гебура, Хесед, Ход, Нецах и Йесод) были перераспределены в Малый Лик, зеир анпин, который представляет собой Бога Израиля, "мужа брани" и т.д. Так что смысл здесь получается чуть ли не сартровский - сломанный, уничтоженный человек (или, точнее, "сломанность" и "уничтоженность" человека) образует содержание Бога, или представляют собой специфическое откровение, акт самораскрытия трансцендентного Абсолюта.
В общем, мой Бог такими темпами живет и процветает.

@темы: Религия

Vesper Mvndi

главная