• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
18:17 

Contemptus sui ad contemptum Dei
Идеальный пример "жертвенного кризиса" в рамках одного отдельно взятого актора - это когда он по тем или иным причинам вынужден бросить (или бросать) курить - из-за здоровья или просто очутился на необитаемом острове. В первом случае курить себе дороже, во втором - просто невозможно. ББИ скоро издаст еще одну, совсем уже теологическую книжку Рене Жирара - конечно, будет все о том же, но интересно

***

Позавчера получилась хорошая лекция про гностицизм, но, видимо, надо быть осторожнее в общении с аудиторией. Мы с желающими славно посидели после лекции, пообщались на всякие религиозные темы, и ничего особенно неадекватного заподозрить не удалось, по приходу два-три человека добавились в фб и вк и тут один пишет: "тебя в детстве в церковь водили?". Я был неприятно удивлен.

@темы: Религия, Социологумены

19:07 

Contemptus sui ad contemptum Dei
Напоминаю, что завтра, в 19.30, в ГЦ "Пунктум" я читаю лекцию о гностицизме. Всех жду)
Картинка - Бог знает откуда.

"Темный двойник христианства" - гностицизм.



В рамках лекции мы попробуем взглянуть на мир глазами гностиков и понять, как эти люди мыслили, что чувствовали и чему учили. Что такое гностицизм — религиозный синкретизм или эклектизм эпохи эллинизма, философская школа, извод раннего христианства или и то, и другое, и третье вместе? Откуда мы вообще что-то знаем о нем? Кем был Симон Волхв — «отец всех ересей», и его наследники? Как случилось так, что земля — «безвидна и пуста» и как божественная Мудрость стала продажной женщиной? Обманул ли змей Адама и Еву? Как освободиться из тюрьмы собственного тела? Что такое «всесемянность» и «великое забвение»? Наконец, какие средневековые «ереси» обязаны своим учением раннему гностицизму? Обо всем этом мы и поговорим, но главное — обратимся к источникам и попытаемся «коснуться края одежд» этого величественного, тревожного и поэтического мировоззрения.

@темы: Религия

02:30 

Contemptus sui ad contemptum Dei
Прочел "Солярис". Потрясающе, едва ли не чистой воды гностицизм, прозрачный и прекрасный (потом пытался посмотреть фильм - так и не смог, почему-то на дух не переношу Тарковского).

@темы: Религия

20:20 

Contemptus sui ad contemptum Dei
В пятницу получил свой диплом цвета запекшейся крови и т.д., ничего нового и интересного в нем не было, впереди маячит TOEFL, безумная профильная философия и аспирантура, а пока из жизни исчезли все временные структуры, кроме утренних курсов английского три раза в неделю и пятничной лекции. Хожу из угла в угол, пью кофе и ничего не делаю. Отвратительно.

Нет, ну ладно - меня радует текст Нагорной проповеди вот в этой песне:


23:26 

Contemptus sui ad contemptum Dei
Напоминаю, что завтра, в 19.30, в ГЦ "Пунктум" я читаю лекцию о раннем христианстве. Буду рад видеть вс...кого-нибудь. Как обычно.

Первые шаги христианства



На лекции мы поговорим об истории христианства от Иисуса Христа до Миланского эдикта императора Константина Великого. Собирался ли сын плотника из Назарета основать новую религию и считал ли себя Сыном Божьим? Каким был иудейский контекст его деятельности, кем были его друзья и враги? Кто тот человек, с которым Господь говорил цитатами из Гомера и Еврипида, и чему он учил? Когда были написаны евангелия и послания и как складывался канон Нового Завета? Что представляла собой раннехристианская церковь? Каково было положение христиан в Римской Империи, за что их преследовали и в чем обвиняли? Как складывался культ мучеников и как он повлиял на всю историю, учение и практику христианства? Наконец, был ли вообще христианином равноапостольный царь Константин Великий? Все эти необъятные темы мы и попробуем затронуть.

@темы: Религия

16:40 

Contemptus sui ad contemptum Dei
В копилку о жертвенных кризисах: был сегодня на немыслимо идиотском вручении рандомных наград "лучшим выпускникам", с этими безумными ключами размером с литровую коробку сока. Наблюдал тотальную эрозию ритуала (если он когда-нибудь и был в норме, но это, видимо, вопиюще кризисная форма) - несмотря на каскады громких слов, всем абсолютно наплевать. Вспоминал рассказы о посвящении в пионеры или в комсомол - вот там, может быть, как раз таки и была нормальная осмысленная форма ритуала. Кстати, количество "лучших" (187!) дополнительно намекает на то, что ритуал не служит различению "посвященных" и "непосвященных", т.е. не инициирует, а пфукает в пустоту.

@темы: Религия

19:16 

Contemptus sui ad contemptum Dei
Дугина (и Добренькова) таки поперли из МГУ. Пишет, что это "успех пятой и шестой колонны".

13:35 

Contemptus sui ad contemptum Dei
Вчера совершенно случайно понял, что такое идентичность. Вечером с увлечением рассказывал cool story о временных моделях, ритуалах в повседневной жизни, секулярном сознании , теологии смерти Бога и Томасе Альтицере, а потом было такое же неловкое чувство, как будто весь вечер говорил только о себе и своих проблемах.

@темы: Религия

19:14 

Contemptus sui ad contemptum Dei
Связанная с харизмой аномальная "удачливость" очевидно распространяется и на азартные игры: в "На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон-бич опять идут дожди" одессит Харатьян приходит в казино и выигрывает во всех мыслимых и немыслимых играх, причем безо всякого мухляжа. Другой пример - Эраст Фандорин, тоже, как известно, славный этим самым, но не испытывающим судьбу понапрасну.

@темы: Религия

23:05 

Contemptus sui ad contemptum Dei
Сейчас читал очередное милитантное заявление о ЮЮ (www.interfax-religion.ru/?act=news&div=55725) и вдруг обратил внимание на слово "технологии", вообще беззаветно любимое всему сторонниками теорий заговора и т.п. вещей. Очень примечательно, что религиозные люди (кажется, это все-таки они) всегда приписывают своим демонизированным врагам технологический и профанный перформативный контекст, т.е. действование с гарантированными результатами по заранее утвержденному плану, в то время как сами определяют ситуацию в связи с контекстом сакральным, не предполагающим ни того, ни другого.

@темы: Религия

20:14 

Contemptus sui ad contemptum Dei
Завтра, 27 июня, в 19.30, в ГЦ "Пунктум" - лекция по "игнатианской" (в общем, дикой, но симпатичной) социологии религии.
Буду рад всех видеть, как обычно.

La Peste Sacrale, или Черновики по социологии религии



В рамках лекции мы попробуем проследовать за неким отдельно взятым человеком в его пути от нерелигиозного бытия к религиозному и поговорим о нескольких концептах социологии религии, которые позволяют этот путь смоделировать: это религиозное обращение (или конверсия), инициация, опыт удачи, харизма и, наконец, «священное». Почему люди обращаются к религии и почему все без исключения религиозные люди — бабушки? Что открывает наблюдение за детской религиозностью? Зачем священники топят людей во время крещения, а духи — разрывают шаманов на части? Что означает выражение «все возможно верующему» и какой религиозный феномен иллюстрирует песня Димы Билана «Невозможное возможно»? Почему во всех мировых религиях существует запрет на азартные игры и гадание? Почему князей и графов в Российской Империи титуловали «ваше сиятельство»? Наконец, почему Бог вызывает у Авраама «страх и великий трепет»? Эти и многие другие вопросы мы и обсудим.

@темы: Религия

22:10 

Contemptus sui ad contemptum Dei
Я тут наконец-то понял, что такое курение, хотя это совсем несложно. Очевидно, что жизнь религиозного человека регламентирует ритуал, выступая в качестве структуры, организующей и упорядочивающей его повседневный опыт и в т.ч. - восприятие времени. Он определяет социальный цикл. Курение - ритуал на границе естественного и социального (хотя их зачастую вообще невозможно различить), т.е. структура, упорядочивающая время актора, привычка, модифицирующая его организм и заставляющая делить время на небольшие отрезки, что особенно полезно и ярко проявляется в кризисных ситуациях "распадения связи времен", как сказано в Гамлете. Сюда же, разумеется, все социальные аспекты курения - солидарность курильщиков, статус и т.д.

@темы: Социологумены

18:01 

Насущный вопрос

Contemptus sui ad contemptum Dei
Друзья, может быть, кто-нибудь сдавал TOEFL или IELTS и знает, какой из них лучше выбрать? Ну, или хотя бы как он происходит и сколько вы выпили валерианки/пустырника до и после экзамена?

00:53 

Contemptus sui ad contemptum Dei
Читал тут Мэри Дуглас и навеяло. Вообще привычка к строгому, "точному" мышлению, наличием коей у себя я был так доволен в припадках хорошего настроения, не то, чтобы "убивает творчество", как полагал Лев Исаакович Шестов, но во всяком случае является не тем, чего можно желать и к чему стоит стремиться здоровому человеку, потому что это ни что иное, как просто обеднение опыта путем его автоматического облечения в слова; фактически это мышление в концептах, в терминах, т.е. в словах, что вообще не очень-то свойственно людям, которые часто не могут выразить свои чувства, переживания или что-нибудь еще вербально.

Дополнительно меня охватило подозрение, что это не только обеднение, но вообще прерогатива социальных невротиков. С этим соседствует еще одна интуиция: чувство, что потребность в объяснении всего и вся рождается из систематических неудач везде и всегда. Почему - потому что сферы повседневного опыта, в которых повседневное действие более-менее успешно, не подвержены рефлексии. Напротив, существование тех или иных аномалий - неудач, связанных с неисполнением "ненасытных человеческих желаний" - подвигают на мучительные размышления и рождают такой специфический, вообще-то ненормальный тип "строгого" научного мышления.

00:37 

Contemptus sui ad contemptum Dei
Я тут за время подготовки к ГОСам и диплому много тосковал и посему играл в первый и второй Dragon Age - там много религии, местами довольно мрачно, в общем - хорошо, любо. Самое интересное - это, конечно, отношения со спутниками. И я заметил любопытное различие между двумя частями игры: если в первой хороший отношения и романы строились в основном на диалогах и подарках, то во второй - почти только на реальных действиях, так что даже стало возможным хамить своим пассиям. В первой можно было делать гадости и поддерживать хорошие отношения, во второй - нет; в первой нельзя было хамить и вести себя развязно, во второй - вполне. Однако и там, и там все романы строятся исключительно на беседах. Это как будто бы на что-то намекает.

18:55 

Contemptus sui ad contemptum Dei
Завтра, 20 июня, в 19.30 я буду читать публичную лекцию о западном эзотеризме в ГЦ ПУНКТУМ (Краснопролетарская 31/1 стр. 5, 2 минуты от м. Новослободская). Всех рад буду видеть. Это последняя лекция из анонсированных ранее, так что вот здесь - еще четыре анонса: punktum.ru/?p=13345
Буду рад всех видеть.



В рамках лекции мы поговорим о феномене западного эзотеризма, привлекая обширный иллюстративный материал от пифагореизма и мистерий Диониса и Деметры до магических систем Ордена Золотой Зари и Телемы. Что такое эзотеризм — религия, магия, наука? В чем разница между «общедоступной» религией, эзотерикой, мистицизмом и оккультизмом? Каковы особенности эзотерического мышления? Как исторически связаны между собой экспериментальная нововременная наука и герметизм? Что такое «интуэма» и как планета может быть металлом, «Дурак» — буквой иврита, а тот или иной вкус — атрибутом божества? Почему ученым мужам (и женам) следует воздерживаться от ношения свинца и отдавать предпочтение цветочным венкам, и как песни и пляски помогают сделать мир лучше? Во всем этом мы и попробуем разобраться.

P.S. Случайно набрел на потрясающую по своей непосредственности цитату из ренессансного мага и христианского неоплатоника Марсилио Фичино:
"Существует два вида любви: одна простая, другая взаимная. Простая - когда любимый не любит любящего. Тогда любящий целиком мертв. Когда же любимый отвечает на любовь, то любящий, по крайней мере, живет в нем. В этом заключено нечто восхитительное".

@темы: Религия

20:53 

Contemptus sui ad contemptum Dei
Короче, 13 июня (пятница 13, она же "день религиоведа") в 17.00 состоится моя вторая лекция про эсхатологию, там же: ГЦ "Пунктум", Краснопролетарская, 31/1 стр. 5., м. Новослободская.
Опять-таки всех жду, очень рад буду видеть знакомые лица и горячо приветствую перепост. Кажется, будет любопытно, я понапридумывал черт знает что. Сюда - Прокша.

Winter is Coming, или Эсхатология и эсхатологии



В рамках лекции мы поговорим о феномене эсхатологии и его смыслах с социологической точки зрения, кратко ознакомимся с эсхатологией зороастризма, иудаизма, христианства, ислама и попробуем выяснить, есть ли она в восточных религиях — индуизме и буддизме. Универсальна ли эсхатология? Как связана ее специфика с восприятием времени и истории в той или иной культуре? Каков социальный контекст эсхатологических ожиданий? Много ли было концов света, много ли их еще будет, и почему свет «кончается» на Новый Год? Что такое теория «зороастрийского следа» в т.н. авраамических религиях и «муки рождения Мессии»? Почему мир сгорает, а не тонет? Наконец, может ли эсхатология быть нерелигиозной?

И ссылка: punktum.ru/?p=12936

@темы: Религия

22:37 

Contemptus sui ad contemptum Dei
Отчитал первую лекцию. Страшно устал как физически, так и психически. Кажется, все прошло нормально, но я с первых минут вошел в состояние лектора-берсерка и никак не мог остановиться, контекст влек меня вперед, и чтобы ни шагу назад. Кажется, впечатление контролируемого хаоса, который производила лекция на меня самого, как-то уравновешивалось эмоциональным посылом. Некоторые люди даже казались довольными - жаль, что вот я пришел, и нигде нет их впечатлений в текстовой, нотариальной заверенной форме.

@темы: Религия

20:52 

Reminder

Contemptus sui ad contemptum Dei
Да, ну короче, я всем напоминаю, что завтра, в 19.30 читаю лекцию о религии и насилии вот здесь. punktum.ru/?p=12936 Всех жду. Нарисовал автофигурами божественную схему, на которой "все сразу понятно", представляете?
И, да - спасибо всем, кто сделал перепост.

@темы: Религия

16:49 

Contemptus sui ad contemptum Dei
Короче, я тут 6 июня в 19.30 буду читать публичную лекцию о религии и насилии, в т.н. ГЦ Пунктум (Краснопролетарская 31/1 стр. 5, м. Новослободская).
Поскольку я не историк, а социолог, материал будет ориентирован преимущественно не на фактологию, а на понимание. Информирую заранее, буду иметь наглость еще раз напомнить в четверг, приглашаю всех желающих и горячо приветствую перепост. Может быть, будет небезынтересно.
И, да - картинки ставил не я, картинки ставили организаторы (кхм), так что сюда - Рафаэля.

«Ужас Мой Я пошлю перед вами» (Исх 23:27): религия и насилие



Лекция предлагает краткое введение в проблематику религии и насилия от Авраама до 11 сентября. Почему все религии хотят мира, но готовятся к войне? Как орудие позорной и мучительной казни становится символом победы, а молитва Иисусова — «мечом против невидимых ратников»? Из кого творится мир и каково социальное значение жертвоприношения? Кто такой (или что такое) «козел отпущения» и сидит ли он сегодня в зале суда? Как образы войны представлены в священных текстах религий мира? Как воплощается дьявол? В чем сущность религиозного насилия и религиозного терроризма? Наконец, как связано уничтожение Содома и Гоморры с наводнением в Крыму и Чернобыльской АЭС и почему, поскользнувшись на банановой кожуре, мы говорим «черт побери»? На эти и другие вопросы мы и попробуем дать ответ.

И ссылка: punktum.ru/?p=12936

Vesper Mvndi

главная