• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
13:59 

Набросок треклиста

Contemptus sui ad contemptum Dei
Мне недоставало одной интерлюдии, но с сегодняшней структура будущего альбома вырисовывается передо мной довольно четко. Она может быть идентична структуре предыдущего - трехчастная, но треки меньше по длительности. Вот что-то в этом роде:

Das Glaubensbekenntnis
'Ο Ορφεας Ακεφαλος
Things Hidden since the Foundation of the World

Interlude I - The Rain
Through a Glass Darkly (1Cor 13-12)
Nur für Schwindelfreie!
Holy Ghost, the Omnipresent
...And Let the Birds Build their Nests in our Hair

Interlude II - The Burning Bush
Le Bouc Emissaire
Musica de Profundis
Omega Point

13:50 

Неопалимая Купина

Contemptus sui ad contemptum Dei
Сначала должна была быть "опаленной", потому что Бога нет, и терновый куст, из которого он говорил с Моше, сгорел. Ладно, там видно будет - в любом случае очень симпатичная интерлюдия. И, да - если кто-нибудь будет иметь мнение относительно бас-гитары, которую я до этого не использовал, выскажите его, не держите в себе!



@темы: Музыка

21:55 

Мысль об "ортодоксии"

Contemptus sui ad contemptum Dei
Мне на досуге привиделось, что, говоря об "ортодоксии", необходимо различать два смысла этого слова:

1. Ортодоксия - более или менее цельное сообщество представителей религиозной традиции, которые обладают достаточным "превосходством в живой силе и технике", т.е. в обеспечении ресурсами, чтобы окружающее их большинство признавало легитимным данное ими определение ситуации, версию вероучения или культовой практики, и т.д., а всех остальных считало маргиналами и/или просто козлами. Мне как-то на конференции заявили, что РПЦ имеет право разбираться, кто на ее канонической территории ортодокс, а кто еретик - вот это оно и есть. Противоположность ортодоксии в этом смысле - гетеродоксия.

2. Ортодоксия - пришедший из древнегреческой философии умозрительный концепт истины, которой необходимо придерживаться для достижения спасения в сем веке и в будущем. Стал предикатом христианского вероучения. Противоположность - ортопраксия.

Распространенная ошибка состоит в экстраполяции христианского и постхристианского концепта ортодоксии как истины на ортодоксию как легитимное представительство. Поэтому, говоря об иудейской ортодоксии периода Второго Храма, приходится уточнять, что во втором смысле ее не было и быть не могло, а в первом - была, несмотря на серьезные расхождения между саддукеями и фарисеями, которые более-менее вместе недолюбливали ессеев и самаритян.

@темы: Религия

19:52 

Новостишки

Contemptus sui ad contemptum Dei
Я обнаружил, что побаиваюсь ислама и мусульман вот именно в этом животном смысле недоверия к "Другому" - когда я вижу страницу вк или сайт, заваленный православным трэшем, я улыбаюсь и знаю, что это вполне может быть милый и добрый человек, который всего лишь предлагает резать жидов. Но когда я вижу ту же страницу, заваленную цитатами из Корана или ссылками на высказывания муфтиев и мулл, мне становится не по себе. Наверное, это дурно и разбирайся я в этом во всем лучше, такого бы не было.

***

Пытаюсь перед экзаменом постичь философию права и государства Гегеля и меня выворачивает наизнанку. Вот уж воистину, как писал Кьеркегор, бедный университетский профессор возомнил себя пупом земли. И хуже всего это жонглирование понятием "свободы", за одно наличие которой все готовы его понять и простить - дескать, человек ратовал за свободу! Но само уродование этого понятие у него невыносимо.

@темы: Религия

22:39 

О лекциях

Contemptus sui ad contemptum Dei
Друзья! (если здесь есть мои слушатели; а один-два есть точно) Должен доложить, что в связи с подразумеваемыми обстоятельствами мои лекции отныне и впредь будут проходить по вторникам, в то же время (19.30), но в другом месте, по адресу Тверская 12. Имеется балкончик, с которого виден Кремль, и большая черная писчая доска, вмазанная в стену. И завтра мы продолжаем говорить об иудаизме. Спасибо.

@темы: Религия

22:11 

Contemptus sui ad contemptum Dei
Я тут совершенно случайно узнал о существовании конкурса "Мисс Еврейская звезда", в жюри которого, между нами говоря, Иосиф Кобзон. Так вот я так же совершенно случайно зашел на сайт конкурса и узнал о существовании в нем удивительной номинации "Лучшая будущая еврейская мама". И теперь не знаю, как мне дальше жить с этим знанием.

16:53 

Завтраки и обедни

Contemptus sui ad contemptum Dei
Сегодня подумалось, что обозначения "завтрак", "обед", "ужин" и т.д. означают примерно то же, что и "утреня", "вечерня" (и главное - "обедня"); их систематическое использование в повседневной речи каким-либо человеком демонстрирует изрядную структурированность и стабильность его жизненного процесса, т.к. предполагается, что все эти приемы пищи совершаются каждый день приблизительно в одно и то же время и создают жесткий каркас для прочей полезной деятельности. Таким образом, чем больше специализированных и дифференцированных обозначений, тем лучше - наличие "полдника" в жизни человека может вообще довольно много о нем сказать. Чуть менее структурирована жизнь человека, который, конечно, ест утром, днем и вечером, но слова эти употребляет редко либо не употребляет вовсе. Наконец, если человек ест когда и что попало, то он не ест, а "жрет", "хавает" и т.д. - и все эти обозначения могут указывать на то, что и в остальной его жизни творится хаос. Примечательно к тому же, что если человек не "ест утром", а "завтракает", то оное принятие пищи в гораздо большей степени обставлено как ритуал и уточнено - например, "съесть утром" можно что угодно, но "позавтракать" можно почти только кашей, йогуртом, яичницей с беконом или какими-нибудь продуктами в этом роде. Да, и разумеется - наличие или отсутствие в жизни человека завтраков и ужинов как ритуальной системы может быть заменено чем-нибудь другим, вроде курения, употребления алкогольных напитков или посещения культовых сооружений.

@темы: Социологумены

15:02 

Contemptus sui ad contemptum Dei
Собрался с душевными силами и поглядел одним глазком на программу вступительного экзамена в аспирантуру философского факультета ВШЭ - и в недоумении. Программа на 40 страниц, 4 раздела, все расписано как мама не горюй, у составителя на компьютере даже была греческая раскладка, "вопросы для самоконтроля" к каждому разделу (около 300), а в конце, на последней странице, куцые 46 вопросов собственно для вступительного экзамена, причем в странной последовательности: элейская школа - Ницше - Хайдеггер - Беркли. И, конечно, мистицизм Майстера Экхарта - ни к селу, ни к городу... Не понимаю, как это понимать? Можно ли это сдать, на что ориентироваться, стреляться или погодить?

22:14 

Гневное

Contemptus sui ad contemptum Dei
Читаю "Лекции по античной философии" Мамардашвили и чуть ли не давлюсь ими - такое чувство, как будто читаю Иоанна Златоуста. Философы при желании могут быть столь же интеллектуально нечестными, как богословы. Он из Парменида высосал чуть ли не Хайдеггера, говорит о каком-то "событии", "извлечении смысла из бытия здесь и сейчас" - а звучит это так же, как доказательство полного во всем и всегда согласия апостолов Петра и Павла или того, что четыре евангелия не противоречат (точнее, не могут противоречить) друг другу, потому что все они богодухновенны. Неужели так сложно объяснять Парменида, исходя из него самого, из его текстов, из свидетельств Платона и Аристотеля? Понятно, что это уже сто раз сделано, но до чего глупым кажется объяснять его, исходя из недискретности философии, ее единого пути, единого духа и т.д. Совершенно как какие-то события Ветхого Завета толкуются как прообразование Нового, эта самая пресловутая "сферичность" бытия объявляется метафорой, аллегорией, для описания вневременного события извлечения смысла, которое бытийствует только здесь и сейчас, но не вчера и не завтра. Это красиво, но увольте - это не Парменид. Я почти уверен, что сферичность бытия он понимал более-менее буквально.

21:28 

Зороастризм и гомофобия

Contemptus sui ad contemptum Dei
Этот текст я просто для удовольствия зачитывал на последней лекции, ну, выложу и сюда. Это потрясающий по выразительной силе гомофобный фрагмент из "Авесты". Да, и "дэв" - это злой дух, демон, дьявол.

(Заратуштра)"О создатель плотского мира, праведный! Кто дэв, кто дэвопочитатель, кто дэвов наложница, кто все равно что дэв, кто вовсе дэв, кто после смерти дэвом бесплотным обращается?" И сказал Ахура-Мазда: "Мужчина, принимающий семя, и мужчина, изливающий семя, о Спитама-Заратуштра - вот кто дэв, вот кто дэвопочитатель, вот кто с дэвами мужеложник, вот кто дэвов горшок, вот кто с дэвами наложница, вот кто все равно что дэв, вот кто вовсе дэв, вот кто еще до смерти дэв; тот после смерти дэвом бесплотным обращается, кто мужчина, который мужчине свое семя вливает, или мужчина, который семя мужчины принимает".

@темы: Религия

20:56 

Незабудка

Contemptus sui ad contemptum Dei


Ужасно давно ничего не писал, а это - даже и не то, чтобы очень новое и вообще проходное, без откровений. Хотя настроение лирическое и есть приятные моменты. Может быть, кому-нибудь глянется. Все собираюсь приняться за альбом, скачал себе божественные струнные на 25 гигабайт, так что мой компьютер не выдерживает больше одного инструмента зараз, начал переписывать кое-где партии, но работы - непочатый край, и плохо понятно, за что браться. Так что пока никак. Но с другой стороны даже механическая замена полной струнной секции в любом отдельно взятом треке делает звучание ласкающим ухо, так что надежда есть.

@темы: Музыка

00:40 

Contemptus sui ad contemptum Dei
Неделю запоем читал по ночам Чехова, перечитал "Палату №6", а теперь смотрю фильм Шахназарова. Фильм странный, но не в нем дело, просто сам текст - кладезь социологических суждений. Сюда - пару мыслей.

У Чехова есть своя собственная концепция насилия, которая вылазит едва ли не всегда, когда он о нем говорит: дело в том, что оно всегда возникает абсолютно случайно, спонтанно и чаще всего - безо всякого на то повода; в "Гусеве" герой вспоминает, что избил четырех китайцев, но почему? "Так. Избил". Просто захотелось. В "Мужиках" девочка говорит, что кошка глухая - ее кто-то ударил. Почему, за что ударил? Опять - "так". Насилие у него всегда устремляется из глубины жизни (или отсутствия жизни), из скуки, мерзости, тошноты и постоянной "сломанности" всех и каждого, это вообще естественное состояние человеческой природы - бегать кругами по ограниченной территории и лупить друг друга консервными банками. Кроме Чехова, из русских писателей это знал еще Куприн (взять хотя бы "Олесю" или "Конокрадов"), и у этих двух, в отличие от Толстого или Достоевского, никакой идеализации "народа", "масс", "мужика" не было в принципе.

Эта случайность насилия и то, что его жертва никогда не выбирается, но всегда выбрана наугад, по жребию, из толпы, т.е. по принципу "козла отпущения" прекрасно отражена в той же "Палате №6". Там в разговоре Рагина и Громова звучит мысль, что разница между здоровым и сумасшедшим состоит в том, что первого не поймали, а второго - еще как, а в сущности ее нет, и что сумасшедший сидит за тех, кто еще не сидит. Это как рефрен Достоевского, которого Рене Жирар вообще считал эталоном раскрытия темы - "Должен же кто-то за всех пострадать". И, разумеется, структурное насилие всегда предшествует актуальному: "Если есть тюрьмы и сумасшедшие дома, то должен же кто-то в них сидеть? Не вы, так я, не я - так кто-нибудь третий". Получается, что именно потребность социальной структуры, т.е. института, создает потребность в заключенных и сумасшедших, а не наоборот, как это обычно принято считать (и эта иллюзия, естественно, способствует воспроизведению социального порядка).

@темы: Социологумены

13:40 

Contemptus sui ad contemptum Dei
Доготовился к TOEFL до того, что сегодня мне приснился сон на английском, в котором со мной пытались разговаривать по-испански, а я настаивал, чтобы они (точнее, один человек) это прекратил и говорил, наконец, по-человечески. Потом я ходил по автобусной остановке с пластмассовым пистолетом, ко мне подошел мент и отобрал его, сказав: "It's not an appropriate time".

16:31 

Contemptus sui ad contemptum Dei
Читаю "De carne Christi" - "О плоти Христа" Тертуллиана. Вообще тон христианских апологетов иногда сильно напоминает тон худших из журналистов - а уж Тертуллиан вообще отмороженный хам и в выражениях нисколько не стесняется: обращаясь к Маркиону, он пишет что-то вроде: "Предъяви свой авторитет! (т.е. ты с какого раёна?). Если ты пророк - пророчествуй что-нибудь. Если апостол - проповедуй публично. Но ты ни то, ни другое, и я с полным правом говорю тебе: умри! Хотя ты и так уже умер..." и т.д. Натурально волосы дыбом встают - тем более очень хорошо прочитывается то, как все это звучало бы сейчас и очень напоминает матерный и исполненный ненависти комментарий в каком-нибудь бложике или ВКонтактике.

И, да. 3 в., а богородичного культа - ни сном, ни духом. Более того - его отношение к матери Иисуса отдает презрением. Пишет, что Иисус сам отрекся от своих родственников - матери и братьев (и все правильно сделал, в соответствии со своим собственным учением), и мать символизирует синагогу, а братья - иудеев. Это мне, конечно, доставляет удовольствие.

@темы: Религия

12:33 

Contemptus sui ad contemptum Dei
Забыл вчера написать, ну на всякий случай: сегодня, в 19.30 в ГЦ "Пунктум" я читаю лекцию о христианском изображении о катакомбной живописи до икон.

(Не) сотвори себе кумира, или Изображение в христианстве

На лекции мы поговорим о зарождении традиции христианского изображения от римских катакомб до победы иконопочитания на Седьмом Вселенском соборе. Какие фрески делали христиане в катакомбах? Был ли Иисус Христос бородатым или безбородым, юным или зрелым и когда этот вопрос окончательно прояснился? Что изображено на иконе и как неверный ответ на этот вопрос может повлечь за собой обвинение в арианской, несторианской или монофизитской ереси? Как христианские богословы обосновали почитание икон и в чем разница между «почитанием» и «поклонением»? Почему у святых столь необычные пропорции лица и тела и может ли на иконе быть изображен слепой человек? Есть ли разница в восприятии священных изображений в восточном и западном христианстве? Попробуем обсудить эти и другие теоретические вопросы, посмотрим картинки, а также затронем несколько «иконографических» проблем современного российского православия, связанных с предельной возможностью случайно набрести в интернете на икону Ивана Грозного, Сталина или Гитлера.

@темы: Религия

15:30 

Contemptus sui ad contemptum Dei
Готовлюсь к лекции по раннехристианским изображениям, нашел картинку со следующей подписью:
"Раннехристианские символы. 1 в. до н.э."

@темы: Религия

18:39 

Contemptus sui ad contemptum Dei
Достаточно очевидно, что т.н. "суеверия", "приметы" или, в меньшей мере, "гадания" являются рациональными структурами, призванными время от времени пытаться запихнуть случайность, т.е. "опыт удачи" в те или иные явления, ассоциировать случайное со случайным и выстраивать между ними связь. Чаще всего это тавтологические определения - повезет или неповезет, но иногда и определенные вещи - "к покойнику", "к деньгам", "мужчина/женщина придет" и т.д. Черная кошка пробегает совершенно случайно - следовательно, это ее действие как-то связано со случайность самой по себе, т.е. с опытом удачи, опытом сакрального. Отсюда можно сделать любопытный вывод о том, что же на самом деле считается случайным в том или ином контексте - оно не обязательно должно осознаваться как случайное, но именно так воспринимается. Например, пили мы в выходные на даче с театром, и девушка, недавно приехавшая из Франции, рассказывала про их примету: если не смотреть человеку в глаза, когда чокаешься, 7 лет секса не будет (не обязательно именно с ним, не будет в принципе). Так вот это показывает, что секс в общем-то явление совершенно случайное и его получение или неполучение - опыт удачи или неудачи соответственно. Примета призвана как-то это контролировать, приручать, одомашнивать этот эффект. У нас то же самое с тем, что нельзя садиться на угол - замуж не выйдешь, т.е. несмотря на все бе и ме, "выйти замуж" воспринимается как чистый опыт удачи.
Может быть, это все было довольно очевидно, но интересно понаблюдать за этими вещами, которые зависят от суеверий и примет. Например, случайность смерти ("к покойнику"), или встречи ("мужчина/женщина придет") и т.д.

@темы: Социологумены

22:07 

Contemptus sui ad contemptum Dei
Подготовка к лекции (см. предыдущую запись) наконец-то пробудила во мне какие-то простые человеческие чувства в океане апатии: я почувствовал здоровую ненависть к Кириллу Александрийскому и живое презрение к Иустину Философу.

@темы: Религия

22:05 

Contemptus sui ad contemptum Dei
Совсем забыл написать: завтра, в 19.30 в ГЦ "Пунктум" я читаю лекцию о христианском богословии. Посмотрим, сможем ли мы разобраться хоть в чем-нибудь.

Что общего у Афин и Иерусалима, или Рождение христианской теологии

Лекция предлагает краткое введение в проблематику христианской теологии периода ее зарождения и затем — эпохи Вселенских Соборов. Как происходил перевод христианского учения на сложный язык греческой философии и как оно формировалось под влиянием последней? Чему учили противники философии Татиан и Тертуллиан? Откуда возникла идея Троицы и как она связана со спасением отдельно взятого человека? Сколько во Христе природ, ипостасей, энергий, воль и почему люди до хрипоты спорили обо всем этом в банях и на базарах? Чему учили «ересиархи» Арий и Несторий? Как интриги и борьба между Александрией и Антиохией или политические проекты влияли на содержание христологии? Тема может показаться крайне сложной и академичной, и это действительно так, но без нее невозможно понять историю и учение христианства. Мы попробуем проявить строгость и свободу мышления, разобрать изначальный смысл греческих терминов, и, если что-нибудь пойдет не так — совершенно случайно создадим новую ересь на старый лад.

@темы: Религия

20:34 

Contemptus sui ad contemptum Dei
Никогда раньше не читал Борхеса и очень стыдился. Теперь наугад купил сборничек, который, согласно аннотации, состоит из БЕЗУСЛОВНО ЗНАКОВЫХ его произведений, а не просто ЗНАКОВЫХ, как все прочие. И как-то вообще никак, не жуется. Может быть, кто-нибудь может назвать что-нибудь у него, что если не понравится это, то не понравится вообще ничего?

@темы: Книги

Vesper Mvndi

главная