• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
02:43 

Contemptus sui ad contemptum Dei
Цинизм - это самое большое религиоведческое счастье.

@темы: Религия

21:09 

Contemptus sui ad contemptum Dei
Тут вк запостили серию фотографий с оскверненными, порезанными иконами из Сирии. Характерно, что на всех резали лицо и особенно глаза. Сразу вспомнил о египетских "идолах", которые становились собственно "идолами" после того, как им рисовали глаза.

@темы: Религия

15:19 

Contemptus sui ad contemptum Dei
Я тут принял сознательное интеллектуальное решение - пойти работать с маленькими детьми. Для начала - в детский сад. Идея странная для меня самого и романтическая, но мало кто сходу может назвать хоть одного известного педагога-женщину, кроме Марии Монтессори. Очень любопытно все же функционирует здесь женская монополия, о которой я подозревал, но существование которой сознательно отвергал. Почему-то.
Звоню, значит, в кои-то веки отвечает мужчина, по непонятным причинам. Добрый день, здравствуйте, по поводу вакансии...
Молчание.
- Вы для себя? - это уже привычное.
- Да, для себя.
- Эээ...ну тут...вообще-то, женщина нужна.
- А если это мое призвание? Неужели такой серьезный блок?
Молчание. Мужчина, видимо, решил открыть карты.
- Ну вы знаете, что это такое, что придется делать?
- Думаю, да. Гулять с детьми, кормить их, убирать.
- Но ведь...помощник воспитателя...по-русски это же - нянечка!!!
- Ну и что?!

В итоге попросили перезвонить, дескать, поговорят с директором. Это к вопросу о риторике насилия по Мишелю Фуко и насильственном порядке языка: последним аргументом оказался пейоратив. И, конечно, к вопросу о гинократии.

00:11 

Contemptus sui ad contemptum Dei
Посмотрел обе части "Нимфоманки" - конечно, снова в интернете. Это почти "Сумма теологии" Фомы Аквинского, хотя темы все те же, что и в пресловутой "женской" трилогии. Обнаружил, что многие этого вообще не видят, хотя бы фон Триер и подавал практически в лоб. Подумываю написать эссе об этом всем, придумал эффектное название - "теология со сломанной шеей".

@темы: Религия

21:17 

Contemptus sui ad contemptum Dei
Вышел новый нумер православного баптистского журнала "Религия и право" (№1, 2014) с моей статьей о насилии (пока мало- или без- надежно кастрированной, осенью должна выйти приличная). www.sclj.ru/analytics/magazine/new/
Рад! Хочется уже подержать в руках, хотя я, конечно, и смутно представляю, что там написано. Слава Богу, хоть рожи исследователей с обложки убрали, мало кто там внушал доверие, и я особенно (разве что добродушнейшая Инна Загребина).

@темы: Религия

14:37 

Contemptus sui ad contemptum Dei
Это к вопросу о богомерзких "птичьих словах" из "В круге первом" Солженицына (дескать, если есть русское слово заместо иностранного, стыдно использовать иностранное), и о научном языке. Сейчас в статье встретил слово "овнутрение" вместо привычного "интериоризация". Выглядит это довольно уродливо, надо сказать.

01:59 

Contemptus sui ad contemptum Dei
Начал писать диплом. Во Введении изливаю моря желчи на религиозную конъюнктуру в религиоведении и чувствую, что самому себе становлюсь непонятен. А всего лишь хотел сказать - уберите свои философские и богословские руки от научного исследования, ваши нормы здесь не работают, а ваш буфер непогрешимости, будь то Священное Писание, Священное Предание или Церковь - никакой не авторитет и даже не источник света и истины, а такой же объект исследования, как и все прочие, и с Иоанном Златоустов я буду работать так же, как с Константином Душеновым, даром что оба - антисемиты. Предполагается, что тон моего текста должен быть уважительным, но им палец в рот не клади - нужно либо уважительно относиться и к Златоусту, и к Душенову, либо ни к кому вообще; проблема в том, что критика текста будет осуществляться в том числе и теми членами научного сообщества, кто считает Златоуста нормой, а Душенова - отклонением от нормы, в то время как я просто описываю того и другого. Как объяснить, что они в глазах исследователя абсолютно равны по своему статусу, хотя от одного из них в нашем с вами мире насилия стало куда больше, чем от другого (это факт, а не оценочное суждение)?

Вот, например, пассаж:

"Недостаток многих работ, посвященных религии и насилию, заключается в том, что они ставили вопрос о религии вообще или формах религии (монотеизм, ортодоксия/ортопраксия), какими те являются как таковые, сами по себе. Р. Скотт Эпплби отмечает, что модусом религиозности является "воинственность" или "установка на борьбу" (militancy), которая актуализируется как в насильственной, так и в ненасильственной форме - например, в мученичестве, страстотерпчестве, миротворческой деятельности . Любая религиозная традиция является внутренне плюралистичной и в известной мере противоречивой, обнаруживающей в самой себе ресурсы для обеих стратегий вероучения и поведения. Эту двойственность Эпплби обозначает как «амбивалентность сакрального» (ambivalence of the sacred).
В общем и целом именно наука в научном исследовании устанавливает "правила игры", которые предполагают, что ее высказывания стоят выше высказываний философии и теологии, а та и другая могут в лучшем случае стать ее союзниками, в худшем - объектом исследования с претензией на внесение тех или иных корректив в само исследование. Ситуация, когда религиозное мышление вмешивается в исследование религиозного мышления - это ситуация патологическая. Особенно это касается того, что можно обозначить как "манифестации нормы". Обычно они демонстрируют разрыв между "сущим" и "должным", т.е. между сущностью и существованием - например, между идеальным православием и неидеальными православными, учением Иисуса Христа или Святых Отцов и тем, как оно исполняется.
Норма всегда конституируется как "буфер", позволяющий отклонить любые инвективы как в адрес породившей ее системы, так и в адрес индивидов или коллективов, которые оцениваются на основании следования или неследования этой норме. Если в том или ином сообществе существует норма "не убий", то предполагается, что убивший поступил вопреки норме, следовательно, во-первых, не является ее адептом в общем или в частности, и во-вторых, его убийство не имеет отношения к системе (т.е. иудаизму или христианству). Например, христианский журналист Питер Хитченс, брат Кристофера Хитченса, пишет: "Христиане должны признать то зло, которое творилось от имени религии. Люди творили его не потому, что они были религиозны, но потому, что человек — грешен" .
Наука должна отказаться от восприятия нормы как нормы и вообще от постулирования нормативности чего-либо. Одни христиане полагают заповедь "не убий" безусловной нормой, и считают, что убивать не должен никто, нигде, никогда, другие же полагают ее нормой условной и так или иначе ее комментируют, оговаривая случаи, когда убийство возможно или необходимо, когда оно является меньшим грехом, когда - большим и т.д. Оказывается, что норма для первых и норма для вторых - это две разные нормы, а следовательно, невозможны хоть сколько-нибудь корректные эссенциальные утверждения о том, как относится к убийству христианство как таковое, христианство само по себе".

Понятно что-нибудь?

@темы: Религия

22:51 

Contemptus sui ad contemptum Dei
Короче, я ем всякую гадость. Намедни соскучился по лапше быстрого приготовления, купил "Роллтон" - и что бы вы думали? На упаковке появилась картинка "Сделано из российской пшеницы" с изображением колосьев, обвитых российским флагом. Это, наверное, очередная санкция против Барака Обамы, насчет которых сейчас все довольно смешно шутят.

23:10 

Орфей

Contemptus sui ad contemptum Dei
Орфей - пока не понятно, какой, безголовый или обезглавленный. Но очевидно, что голова его где-то в другом месте и там пророчествует. Впервые за несколько месяцев что-то написал. Скоро уже начну работать над вторым альбомом, так что лень доводить до ума, тем более что и неясно, какой должен быть ум. Вторая часть очень даже ничего, потому что я научился разводить скрипки в терцию. И драм-машина сломалась. Просто демка.


@темы: Музыка

23:30 

Contemptus sui ad contemptum Dei
Прочел сегодня несколько статей о т.н. когнитивном религиоведении, то есть, грубо говоря, плодах порочной связи между естественнонаучным, эволюционистским подходом и религиоведением. С одной стороны, довольно грустно, потому что мы устарели лет на 50 - для нас неофеноменология все еще авангард, а классическая феноменология, будь то ранняя или поздняя, Отто или Элиаде - в общем и целом допустимая погрешность, если не норма. С другой - они там довольно-таки сильно охренели и погрузились в пучины редукционизма, причем для русского гуманитария непривычного, гадкого и омерзительного. Хотя продуктивные идеи и есть: та же концепция интуитивных и противоинтуитивных репрезентаций у Паскаля Буайе прекрасно объясняет трудности существования какой-нибудь эзотерической формы вроде теософии Блаватской или то, почему в эпоху Вселенских Соборов логичные идеи дохли как мухи, а не вполне логичные - выживали.

@темы: Религия

15:40 

Contemptus sui ad contemptum Dei
Мои друзья тут запустили новый сайт с банальным названием "Русский Православный Собор" rpsobor.ru/ (срочный перепост!), и уже начали там выбирать русского православного Царя. Там есть рубрика: кандидаты на Царство, и пока там только два персонажа: какой-то мадридский представитель "Норникеля" с фамилией "Романов", ратующий за конституционную монархию, и персонаж под ником "Слово грешника", который умилил меня до слез своим досье:

Кандидат на Царство
Слово грешника

33 лет
Страна: неизвестно
Город: неизвестно
Социальная ссылка: slovo111.ucoz.ru/blog/slovo_greshnika/2014-02-0...
Семейное положение: неизвестно
Образование: неизвестно
Профессия, место работы: неизвестно
Православное убеждение: Ортодокс
Предпочтение монархии: Абсолютная монархия

@темы: Религия

14:20 

Ди. О.

Contemptus sui ad contemptum Dei


Сделал кавер на понравившуюся мне песню приятеля. Когда-то я уже это делал - тогда это была "Полчаса до весны", теперь - загадочное "Ди. О." Не знаю, что это значит, да это и неважно. Самая маленькая и поэтому тщательная моя оркестровка.

@темы: Музыка

00:46 

Contemptus sui ad contemptum Dei
Немного банальностей: аналитическая категория "виктимности", которая нередко превращается в "виктимизацию кого-то кем-то" и осуждается как классическая субъектно-объектная структура насилия (типа "никакой виктимности быть не должно!", но она была, есть и будет), соответствует категории жертвенной "удобоприносимости". И та, и другая описывают способность кого-либо или чего-либо (известно, например, что глина легче воспринимает ритуальную нечистоту, чем камень) к накоплению в себе насилия. Это может быть и хорошо, и плохо для этого кого-то. Женщина более виктимна и более удобоприносима, чем мужчина; возможно, поэтому супружеская неверность с ее стороны гораздо страшнее (и по ряду других причин тоже, конечно), привносит в общество большую меру насилия и большей же мерой насилия должна быть искуплена. А способность козлов и голубей принимать на себя насилия соответственно позволяет специально "навешивать" им его и изгонять вместе с грехами общины и проказой соответственно. То же касается и ритуалов фармакона в Древней Греции.

17:19 

Contemptus sui ad contemptum Dei
Время от времени, когда я читаю новости или смотрю новостные ролики, на меня накатывает чувство ненастоящести происходящего, - не в том смысле, что этого на самом деле нет, я сплю и вижу сны, а в том, что эти люди на самом деле так не думают или делают что-либо, исходя из двух или даже трех взаимоисключающих ментальных структур. В общем, что они не живут в обществе, а играют в жизнь в обществе: "Вот, посмотрите, мы националисты, мы будем делать то-то и говорить так-то", "А мы, - религиозное сообщество, мы такие религиозные, мы верим в то-то и то-то, смотрите, не оскорбите наши религиозные чувства!" и т.д. Подобный эффект можно наблюдать, долго повторяя одно и то же слово: оно в конце концов теряет смысл и начинает звучать странно и непривычно. Социальное существование без сомнения предполагает распределение ролей и определенную игровую составляющую, но при ее гипертрофии все это теряет смысл, и на языке остается только вкус "маскарада".

Характерным оттенком этого вкуса является игровое расщепление дискурса, работающее точно так, как описал Фрейд: 1) Я не брал у тебя кастрюлю, 2) Я вернул тебе ее в целости и сохранности, 3) Когда ты мне ее дал, она была уже дырявая. Две самые актуальные в последние пару недель темы, связанные с РПЦ, а именно Дары Волхвов и Кураевские скандалы, демонстрируют этот «маскарад» как нельзя лучше, что является признаком дискурсивного кризиса. Сравните: 1) Как заявил Патриарх Кирилл, Дары Волхвов подлинные, были бережно сохранены Богородицей и переданы Иерусалимской Церкви, это величайшая реликвия и т.д. 2) Для верующего человека не имеет значения, подлинные они или неподлинные, поскольку вера должна только укрепляться через реликвии, а не основываться на них. Количество публикаций, излагающих пункт 2), превзошло не только пределы и беспредельности здравого смысла, но и любую веру. С другой стороны: 1) Никаких гомосексуалов в РПЦ нет, Кураев лжет 2) Они есть, но нет никакого «голубого лобби», Кураев лжет, 3) Они есть, но нет никакого «голубого лобби»; Кураев частично говорит правду, но для соборного организма церкви было бы здоровее, если бы он молчал.

@темы: Религия

17:20 

Об "официальной позиции церкви"

Contemptus sui ad contemptum Dei
Когда кто-либо говорит об "официальной позиции РПЦ" по какому-нибудь вопросу общественной жизни, он должен учитывать, что эта смысловая структура, - т.е. представление о том, что такая позиция может или должна существовать, - в российском даже церковном, не говоря уже о светском, дискурсе появляется, или, точнее сказать, проявляется только в связи с деятельностью Кирилла. При Алексии 2 ни о какой официальной позиции речи не шло. Она возникла только в связи с несколькими программными документами 2000 и 2008 года еще в бытность Кирилла митрополитом Смоленским и Калининградским, а затем, в его патриаршество, была закреплена новой командой, появлением ряда "спикеров", которым говорить позволяется, при том что не позволяется многим прочим, а сами они могут быть убраны (как в случае в Владимиром Вигилянским), новой вертикалью власти, реформами, связанными с Поместными и Архиерейскими соборами и де-факто новым статусом фигуры патриарха. Подчеркну еще то, что спичи спикеров, как бы их не двигали, актуальны, а документы лишь потенциальны, но как потенциальные главнее, что дает немалую свободу для маневра. Например, в многострадальных "Основах социальной концепции" указано, что аборт таки возможен в случае угрозы здоровью матери, при согласовании с духовником. При этом недавно Дмитрий Смирнов утверждал, что умереть от родов вообще нормально, так что все в руках Божьих; эту точку зрения разделяет большинство, и на "Основы" всем оказывается плевать, а абсолютно созвучную с ней т.з. Антония (Блума), врача, считают ересью.
Мы видим, что, во-первых, понятие "официальная позиция церкви" вообще неакдекватно, так как не описывает никакой действительности; эта "позиция" пластична, а раз она пластична, то ее практически нет, а во-вторых, что оперирование этим понятием вгоняет нас, несчастных, в лоно дискурса церкви, а не светской науки, которая имеет законное право плевать на него, но, к сожалению, вынуждена сообразовываться с конъюнктурой внутри научного сообщества.

@темы: Религия

14:17 

Вещи сокрытые от основания мира

Contemptus sui ad contemptum Dei


Новый трек. Сначала думал, что опять будут сопли соплями, но потом стало тревожно, и я успокоился. Под это можно даже пересказывать "Послание к РИмлянам" Карла Барта.

@темы: Религия, Музыка

19:58 

Contemptus sui ad contemptum Dei
Удивительно, но факт, что репортажи с мест скопления большого числа паломников (в данном случае опять у ХХС в свзи с Дарами Волхвов) поразительно напоминают репортажи о каких-нибудь катастрофах. Вы только почитайте, что пишет "Интерфакс": "Общее количество автобусов, выделенных для обогрева и отдыха паломников, составляет 23 единицы. Задействованы 800 полицейских и солдат внутренних войск. Для паломников организовано шесть объектов питания, выставлено 160 туалетов, помощь верующим оказывают более ста волонтеров, задействовано восемь медицинских бригад.
За медицинской помощью обратилось два человека (без госпитализации)".

Больше всего, конечно, мне понравились эти "волонтеры", которые "помогают верующим" так, как будто у верующих случилось какое-то большое несчастье и им нужна помощь. Вообще, если быть честными с самими собой, это действительно так. Не хватает только самолетов с гуманитарной помощью из Швейцарии.

@темы: Религия, Протестантский гнев

15:51 

Contemptus sui ad contemptum Dei
Вбил в поиск "забияко профанное", и хотел-то всего лишь найти энциклопедическую статью А.П. Забияко о "Профанном". Статью нашел, но пришел к выводу, что это отличное обзывательство. Вы только вслушайтесь: "ты - забияко профанное!". Этот очаровательный дегуманизирующий средний род!

@темы: Религия

16:41 

Contemptus sui ad contemptum Dei
В канун прошлого Нового Года я ничего не писал, но в этот напишу, как обычно - самому себе о самом себе. Пораньше, потому что скоро уезжаю и «взят будет от меня удерживающий», буду пить и плясать что-то интуитивно-еврейское. Впрочем, может, и не буду.

Прошедший год был годом поездок. Летом я побывал в Италии, посетил Римини (и вот Бог бы с ним, с Римини, на самом деле), Рим (в т.ч. Ватикан), Венецию, Равенну. Жаль, что времени было в обрез, много куда не попал, но привез с собой добрую память о катании хмельным по Большому Каналу на водном автобусе, о римских соборах, о ватиканских музеях и древних равеннских мозаиках, которые я до этого не раз видел на картинках. После Италии был в Киеве, а в Августе рванул с «Самбатионом» в Минск и затем - в Грузию, где любовался на горы и слушал лекции про Каббалу. Грузия прекрасна, пожалуй, даже прекраснее Италии. В ноябре я возобновил полевую работу - после долгого перерыва, потому что еще в 2011 мои маленькие друзья измотали мне все нервы. Мы с Настей поехали в Дивеево и много общались там с богодухновенными алкашами Анатолем и Мишелем, о чем и запомним надолго. В будущем году я надеюсь путешествовать дальше и больше, потому что «я нигде не был» орлом терзает мою печень на онтологическом уровне, как «упущенные возможности». Первым или вторым делом я планирую визит в безумное Боголюбово, где правит грозный Доврский дед - архимандрит Петр (Кучер), а православные все странные и у каждого в устах - осколок метанарратива. Ну и Европа...хочу в Европу. «Компота хочу, с белым хлебом» (с).

В будущем году я заканчиваю университет - мне и остались-то только ГОСы и диплом. Я много страдал и страдаю по поводу того, идти ли мне в аспирантуру, потому что реальность отечественной науки - это аутизм, депрессия и отчаяние, трагическая леность и разрозненность, которая парадоксальным образом сочетается с огромным количеством сумасшедших, одержимых странными, часто православными идеями. Исключение составляют только эзотерическая (АИЭМ) и еврейская (Сэфер, Самбатион и т.д.) тусовки. И все это не считая вопросов финансовых и обетов бедности и, с некоторой вероятностью, целомудрия. С другой стороны, все вокруг с большей или меньшей степенью настойчивости убеждены, что это - моя via, хоть и, видимо, dolorosa. На меня самого иногда находят приступы amor fati, когда я думаю - к черту! Наука так наука, в конце концов я ее люблю и получаю от нее удовольствие. Во всяком случае, в этом году я нашел свою тему, которую и хочу нести «городу и миру» - тему религии и насилия. Да, в связи с православием. Я знаю, что для нашего человека это как минимум провокация, как максимум - вообще Бог знает что; я уже испытал это на себе, будучи попрошенным снять свой доклад с одной конференции в МГУ во избежание скандалов, которые, впрочем, уже начались и потом все же продолжились. А мне, как стигматы св. Терезе, скандалы «не нужны, но желанны», как Митрохину - я хочу, чтобы моя тема вызывала эмоции, споры, дискуссии, но дискуссии научные, а не православные; с этим проблема. Но нужно «разрыхлять утоптанное поле современной мысли», как писал Шестов, «современного религиоведения», сказал бы я. Иначе все будут заниматься только похоронными обрядами в махаяне 15 в. Может, я много на себя беру и скорее всего это так, но иначе повеситься от скуки. В общем, пилотная статья на эту тему выйдет в февраля-марте будущего года, а вторая, большая, «должна быть сделана и делается уже».

В прошедшем году я писал музыку меньше, чем хотел бы, но больше, чем мог бы при прочих равных. Летом я писал для Лавикандии цикл о Домах, и, к сожалению, его не закончил, но написал 5 композиций, которыми и теперь доволен. Писал и для Frashokereti, и в 2014 надеюсь доделать новый теологический альбом - Musica de Profundis. Музыка уже сейчас хороша, но, надеюсь, с помощью знающих людей станет еще лучше. Я решил серьезно взяться за дело и сделать его таким, каким я хочу, чтобы он был. Мелочь, но приятно - недавно я спел несколько своих баллад друзьям и оказалось, что они вполне перформативны и я с ними справляюсь. Вот. Спасибо тем, кто меня слушал! Особенно вам, Louis Lorraine и Nosema (и простите, я так и не научился оформлять ссылки на профили...).

В апреле я отыграл свой первый спектакль в студенческом театре. Стоило прийти в него раньше. Сейчас репетируем второй. У нас чудесный режиссер и замечательные ребята. Если бы не театр, я бы иногда и не знал, как пережить какой-нибудь вечер. К сожалению, я очень мало ходил в театр сам, но если ходил, это было потрясение. 8 января надеюсь попасть на «Москву-Петушки».

И обрывочное: 28 декабря мне подарили футболку с Львом Исааковичем Шестовым работы Анненского, я сижу в ней и я рад ей. Со многими я расстался, с немногими сошелся. Настроение у меня новогоднее, что значит - эсхатологическое: все эти гирлянды, огни и фейерверки напоминают мне свет, который рвется из темной и пустой материи, сжигая ее, только затем, чтобы быть порабощенным ей снова. Мне немного светло и очень грустно.

Кураева уволили из МДА. Мда.

Глупости написал, ну да что там! Повешу еще кусочек перевода моего нового текста. Больше, больше глупостей.
читать дальше

Всех с Новым Годом!

22:26 

Contemptus sui ad contemptum Dei
30.12.2013 в 20:44
Пишет Оранжевы Йослик:

30.12.2013 в 17:59
Пишет Aegren Waeise:

Второй номер нашего религиоведческого журнала VOX
30.12.2013 в 12:16
Пишет saretan:

VOX №2 ноябрь-декабрь 2013
Дорогие друзья,
с некоторым опозданием выходит второй номер журнала VOX.

Содержание
Скачать его можно по ссылке
docs.google.com/file/d/0By6cXSvTBVvYRVd4Z1hGbUF...

Если Вам понравилось, сделайте репост, пожалуйста :)
Если не понравилось, критикуйте, критика всегда полезна!
А если у Вас есть статьи или желание принять участие в выпуске журнала, просто напишите на vox.of.thomas@gmail.com

URL записи

URL записи

URL записи

@темы: Религия

Vesper Mvndi

главная